Реформа системы общественного транспорта Петербурга намечена на середину июля 2022 года. Ключевым нововведением станет переход на работу только по социальной схеме. Число игроков на рынке уменьшится, но на пассажирах укрупнение скажется в положительном ключе.
Конкурсные процедуры по обслуживанию перевозчиками автобусных маршрутов на следующие шесть лет в Смольном уже завершились. Победители десяти из них определены, об остальных обещают объявить в течение недели. Официальные итоги еще не подведены, но пока рынок разыграли 4 крупных игрока.
Десять из 20 тендеров получили местные компании «Питеравто» и «Третий парк», а также «Домтрансавто» из Москвы и региональное ООО «Такси». Общая сумма контрактов составила 187,5 млрд рублей. Благодаря тому, что перевозчики смогли предложить более низкие цены, городу удастся сэкономить более 3 млрд рублей. С 2010 года коммерческими перевозками в Петербурге занимались 17 компаний, но лидеры были те же.
В комитете по транспорту при этом подчеркивают, что глобальные изменения в результате смены игроков транспортного рынка затронут меньшую часть маршрутов.
Из почти 350 маршрутов, которые обслуживают 15% пассажиропотока, они отразятся примерно на 90.
По остальным маршрутам планируется только заменить состав, а на некоторых изменят трассировку, которая должна в итоге стать более оптимизированной. Плюс в городе продолжит работать ГУП «Пассажиравтотранс», который обслуживает 110 линий, составляющие треть всех городских автобусных маршрутов.
Изменения в транспортной сфере Петербурга АБН прокомментировал эксперт транспортного развития территорий института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников.
«Говорить о влиянии олигополии перевозчиков на петербургскую транспортную сферу пока рано, сначала нужно узнать о результатах всех проведенных тендеров. Но настоящее укрупнение рынка произошло достаточно давно, когда в городе осталась так называемая «большая тройка» перевозчиков — «Питеравто», «Третий парк» и ПТК. Это произошло еще при Валентине Матвиенко», — отмечает эксперт.
По словам собеседника АБН, положительные и негативные стороны найдутся как в ситуации с большим числом компаний, так и со стремлением рынка к олигополии. Но ощутимого влияния перестановки в сфере транспорта на себе пассажиры в любом случае не почувствуют по причине перехода на брутто-контракты.
Согласно новой модели работы предполагается, что выручка за проезд отойдет Смольному в полном объеме, а компаниям город заплатит за километры транспортной работы.
Как поясняет Илья Резников, суть изменений заключается в том, что город делает заказ перевозчику, который обязуется выполнять условия договора и соответствовать предъявленным требованиям.
Большие компании обладают большими ресурсами для исполнения жестких требований новых контрактов по качеству обслуживания пассажиров. К тому же в отличии от малоизвестных игроков они обычно более внимательно относятся к замечаниям в свой адрес, работая на публичную репутацию.
Для оказания самих услуг частные перевозчики предварительно закупят современный транспорт с низким полом. В комтрансе подчеркивают, что речь идет о трех типах транспорта — автобусе большой вместимости с низким полом, средней вместимости с низким полом и двумя дверьми, а также более комфортабельных автобусах малой вместимости с доступностью для инвалидов и горожан с колясками.
Обновление автобусного парка и изменение системы оплаты перевозчиков затронет весь городской транспорт. В следующем году на улицы города выйдет 2,8 тысяч новых автобусов, которые закупят у российских и белорусских производителей. Их оборудуют кондиционерами и сделают доступными для пассажиров с ограниченными физическими возможностями благодаря низкому полу.
Кроме того, новый транспорт предполагает использование газомоторного топлива, которое снизит уровень негативного влияния на окружающую среду. В разных районах появятся 25 газозаправочных станций «Газпрома».