Федеральное агентство по туризму сообщило о решении досрочно завершить программу кешбэка. Объявление опубликовали накануне вечером 9 сентября, за четыре часа до фактической остановки действия программы. Эксперты туристической отрасли объяснили, чем вызвано такое неожиданное решение, а также оценили потери для рынка туристических услуг.
Программа туристического кешбэка в России должна была действовать до 31 августа, однако в последний летний день ведомство заявило о продлении на две недели – остались выделенные на реализацию 400 млн рублей из общей суммы финансирования 6,7 млрд рублей.
«Мы решили направить эти средства на то, чтобы дополнительно простимулировать продажи в низкий сезон. При этом у туристов появилось еще две недели, чтобы спланировать путешествие на осень», – сказано в публикации Ростуризма.
9 сентября в 20:53 на официальном портале ведомства появилась новость о том, что программу решено свернуть раньше срока. При этом закрыли текущее окно продаж туров с кешбэком в час ночи 10 сентября, то есть спустя четыре часа после публикации сообщения об этом.
Несложно представить ситуацию: собираясь оплатить тур, потенциальный путешественник просыпается утром в пятницу, и узнает, что возможности получить кешбэк в размере до 20 тыс. рублей у него больше нет.
Туроператоры предполагают, что многие клиенты могут отказаться от поездок. Кроме того, все шишки за экстренное завершение программы полетят, вероятно, именно в представителей отрасли. Исходя из текущего спроса, благодаря продлению окна продаж в путешествие по России осенью смогут отправиться еще приблизительно 100 тыс. туристов. В результате отрасль получит более 2 млрд рублей дополнительного дохода.
Неспокойная ночь
«Мы обзваниваем своих туристов, кто подбирал туры и хотел забронироваться с кешбеком по России, — рассказывает Александра Гридина, директор сети турагентств, представляющих Pegas Touristic, Anex Tour, Coral Travel.- Поэтому ночь для всех туроператоров и турагентов была неспокойная и рабочая. Скорее всего была надежда на то, что большинство туроператоров и турагентов в ночь это не увидят, и расходы сократятся до минимума, но не учли то, что люди в нашей сфере привыкли к неожиданностям и работают 24 часа в сутки. Во всяком случае, гибкие агентства, такие как мы, и некоторые туроператоры».
Ростуризм не самостоятелен в таких решениях, он является только органом, сообщившим об этом, предполагает Александра Гридина. Мотивировано решение прервать действие программы только экономическими причинами, полагает эксперт.
«Конечно, то, что сообщение поступило поздно вечером, это нечто из ряда вон выходящее. Хотя мы уже привыкли к этому, потому что все важные новости в туризме последнее время мы узнаем на ночь глядя, теперь к этому флешмобу присоединился и Ростуризм», – рассказала Александра Гридина.
Из-за того, что письмо пришло почти в девять вечера, оповестить всех туристов, которые хотели приобрести путевки, но не делали этого, находясь в раздумьях, либо по другим причинам, не представлялось возможным, отмечает собеседник агентства.
«Несколько броней нам все-таки удалось сделать. Но проблема заключается в том, что забронировать мало, необходимо еще получить ответ от объекта размещения подтверждение. А вот с этим в ночи беда практически у всех. Можно сказать, что ситуация связала всем руки, – призналась глава турагентств.
Александра Гридина не считает, что на потребительский интерес прекращение программы окажет ощутимое влияние. После того как цены несколько увеличились именно из-за кешбэка, специалисты ожидают отката назад, поэтому ситуация не изменится.
Кэшбек поднял цены
По основным туристическим направлениям – Крыму, Кубани и Краснодарскому краю – за последнее время цены подскочили настолько, что кешбэк сильно не спасал, такое мнение выразил вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации, директор филиала Российской Гостиничной Ассоциации по Петербургу и Ленобласти Алексей Мусакин. Сейчас цены снижаются, поэтому на продолжающийся бархатный сезон туры приобретут те, кто и до отмены программы собирался поехать в отпуск.
Эксперт прогнозирует, что когда запустят следующий этап программы, в начале будет большой всплеск активности, которая будет спадать к концу.
«Здесь вопрос больше имиджевой потери. Все будут думать, что государство «опять нас обмануло». Сложно сказать однозначно, но совершенно точно, что на программу выделили определенную сумму, и когда она закончится, наверняка сказать сложно. Предыдущие этапы показали медленный рост покупательской активности. На этот раз, видимо, после объявления о продлении на две недели, граждане бросились скупать путевки. И вместо привычных ста заявок в день, условно говоря, в Ростуризм стало поступать 100 тыс. обращений от туркомпаний», – объясняет Алексей Мусакин.
Благие цели
С этим мнением согласен и основатель курорта «Илоранта» Георгий Богачев, в беседе с АБН он признался, что узнав накануне о досрочном закрытии программы, несколько «подразозлился», но утром все переосмыслил.
«Мы узнали об этом за 2,5-3 часа до окончания и разместили предупреждение на сайте и во всех соцсетях. И это были бурные 2,5 часа, за которые мы успели принять порядка семи броней, последнюю – в 0:46», – рассказал предприниматель.
На утро, по словам эксперта, пришло осознание, что по сути Ростуризм преследовал исключительно благие цели. Можно было сэкономить истраченные программные 400 млн, но их решили использовать предоставленные возможности по максимуму и продлили проект еще на две недели. Но немного промахнулись, поняли, что деньги быстро закончились, объяснил Георгий Богачев.
Наверняка часть туристов не изменит своего решения после досрочного прекращения программы возвратов, но найдутся и те, кто примет решение «обидеться» и никуда не ехать, отметил предприниматель, в этом вопросе делать какие-то прогнозы довольно сложно.