Закрыть

Российским торговцам дал «прикурить» исками в арбитраже китайский производитель сигарет

В Арбитражные суды РФ начали поступать иски к предпринимателям от Бэйцзин Масккинг Технолоджи Девелопмент Ко. Лтд., расположенной в городе Пекин Китайской народной республики о взыскании компенсаций за нарушения, связанные с реализацией электронных сигарет Maskking. Всего в арбитражные суды уже поступило около 300 таких исков.

Китайская компания направила претензии к ИП в ряде регионов России, которые содержали требования о выплатах компенсаций за нарушение торгового знака, судя по материалам, видимо, речь идет о реализации электронных сигарет, рассказывает адвокат Алина Маникова, специалист по судебным спорам ИП с правообладателями интеллектуальной собственности. По ее словам  в досудебном урегулировании предлагалось оплатить по 80 тысяч за одно нарушение.

«Через представителей компании, а их несколько, которые идут на уступки — удавалось снизить сумму до 40 тыс. рублей. Однако каждый иск в арбитраж содержал требование выплатить компании-правообладателю по 100 тыс. Я сформировала позицию защиты, она содержала ходатайство о снижении компенсации до 10 тысяч ввиду несоразмерности заявленных сумм объёму нарушенного права и суды вынесли уже несколько таких решений фактически в пользу предпринимателей. Представитель в итоге проиграл в 10 раз», — рассказывает Алина Маникова.

Страдают простые продавцы

Интересно, что стоимость товара — электронной сигареты, составляет около 350-500 руб. Но стоимость товара имеет очень невысокое правовое значение в подобных делах, поясняет адвокат, скорее учитывается объем продаж. При этом государство, по мнению юриста, не ограничивает аппетиты истцов, уверена адвокат.

С одной стороны, предприниматели приобретают товары, не проверив их легальность: использовал чужую собственность в коммерческих целях — плати. И для регулирования подобных отношений имеется соответствующее законодательство.

С другой стороны, никто не задаётся вопросом, насколько реально в нашей стране соблюдать эти законы, спрашивает адвокат. По факту получается, что правообладатели в итоге не добиваются защиты своих прав, так как контрафакта по наблюдениям предпринимателей меньше не становится. В конечном итоге страдают простые продавцы.

Не забывать и проверять

Предприниматели рады бы торговать лицензионным товаром, но не имеют такой возможности, уверена Алина Маникова. Легальные товары очень дорогие, да и как их определить из множества, ввозимого до сих пор в страну контрафакта. Кроме того, где взять такое количество обеспеченного спроса, если покупательская способность населения с каждым годом снижается.

Адвокат советует бизнесу не забывать периодически проверять информацию на сайте Картотеки арбитражных дел. Это предотвратит такие проблемы как «я не знал», «писем не получал», «приставы списали за что-то деньги, а я не в курсе», и так далее.

Стоит отметить, что маркировка электронных сигарет и нагревательных систем кодами Data Matrix cистемы Честный знак в 2022 не вводится. Маркировать нужно только стики, сами устройства продаются без маркировки. Жидкости для электронных сигарет также пока не маркируются.

Не первый случай

Ранее АБН рассказывало о подобном случае: правообладатель торговой марки Zinger с начала 2021 года направил более тысячи заявлений о нарушении исключительных прав в отношении предпринимателей. В течение года сумма претензий превысила 76,6 млн рублей. В основном, среди ответчиков были ИП, которые без разрешения торговали галантерейной продукцией этой торговой марки.

Петербургское ООО «Зингер СПб» является правообладателем на товарный знак Zinger, по которому только в течение 2021 года компания, согласно данным сервиса kartoteka.ru, направила в арбитраж 1014 заявлений о нарушении исключительных прав в отношении предпринимателей из разных регионов России.  При этом годом ранее компания стала истцом лишь по 150 арбитражным делам.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров