Более 120 организаций в Петербурге вошли в список против QR-кодов в общественных местах, магазинах и общепите, а лидер «восстания» готовит обращение к губернатору Александру Беглову. АБН узнало у экспертов, что не так с федеральным законопроектом об использовании QR-кодов в общественных местах, который должны принять в начале февраля, и почему городом протестов общепита и услуг стал Петербург, и подобного прецедента не возникло в Москве.
Предъявление QR-кода для посещения общественных мест, непродовольственных магазинов, кафе и ресторанов стало обязательным в Петербурге со 2 января, два дня спустя ряд предпринимателей организовали бойкот новой ограничительной мере. За неделю существования списка предприятий, не проверяющих QR- код, лидером которого выступил бизнесмен и экс-сотрудник полиции Александр Коновалов, в список вошли 124 предприятия и ИП.
В то время как в ряде регионов России граждане и предприниматели также выражали недовольство в связи с введением QR-кодов, организованная группа предпринимателей объявила об отказе подчиняться именно в Петербурге. В соцсетях Коновалова подбадривают со всей страны — у его постов десятки тысяч лайков и сотни комментариев. Во время действия QR-кодов в Москве летом 2021 года, подобного «восстания» замечено не было.
Компенсация
«Почему так произошло? Дело в том, что в Москве власти сделали ставку на диалог с представителями бизнеса, – считает вице-президент всероссийской Федерации рестораторов и отельеров, омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Сергей Миронов. — И перед введением кодов в июне прошлого года Сергей Собянин собирал лидеров отрасли. Рестораторам на встрече дали понять, что мера временная, оговорили приблизительные сроки (коды предприятия проверяли 2,5 недели — Ред.), а также обсудили субсидии, которые получит бизнес в качестве компенсаций».
В качестве субсидий, помимо федеральных, рестораны Москвы получили право на возмещение затрат на средства индивидуальной защиты, компенсации затрат на доставку, а в третьем квартале 2021 года общепиту полностью компенсировали оплату коммунальных услуг, рассказал АБН Сергей Миронов. И это лишь часть списка дополнительных муниципальных субсидий, которые дали бизнесу почувствовать хотя бы некоторую уверенность в завтрашнем дне.
Нет необходимости
«В Москве нет необходимости в восстании, — говорит в комментарии для АБН Анастасия Татулова, общественный омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства, основатель ресторанной сети «АндерСон».- Все возникающие сложности мы стараемся решать переговорами. У нас сильный департамент предпринимательства, в в том числе Наталья Сергунина лично в кризисных ситуациях встречается с представителями всех отраслей, когда начинается проблемный период, мы на ежедневной связи с департаментом потребительского рынка, и Алексей Немерюк (глава департамента — Ред.) в сложных случаях лично каждый кейс разбирает с Роспотребнадзором сам».
Когда летом Сергей Собянин вводил коды, мы две недели с цифрами доказывали, что это убьет отрасль в тот момент, и сначала он пошёл навстречу с верандами, а потом согласился, что коды не решение, добавила ресторатор.
«Отрасль понесла очень серьёзные убытки и Москва, в отличии от остальных регионов, эти убытки хоть частично, но старается компенсировать субсидиями, – продолжает Анастасия Татулова. – За сложные последние три года у нас сложился нормальный конструктивный диалог, при том что ситуации бывают очень не простые. Я бы очень хотела чтобы такой диалог был везде у региональной и федеральной власти, как он есть и в Москве и в Московской области», — подчеркнула омбудсмен.
Обращение к губернатору
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт‑Петербурге Александр Абросимов 12 января провел встречу Александром Коноваловым в присутствии общественного омбудсмена и главы «Союза малых предприятий» Владимира Меньшикова и главы объединения «Рестоград» Александра Ружинского.
В результате встречи Коновалову предложили изложить свою позицию в юридическим контексте, а не в эмоциональной форме. Предполагается, что такая подача должно сподвигнуть власти на конструктивный диалог.
«Конечно, введенные в Петербурге ограничения я считаю незаконными, – заявил Александр Коновалов в комментарии для АБН, – сейчас юристы и адвокаты оттачивают текст обращения к губернатору, чтобы в нем было не только мое мнение».
По словам бизнесмена, он не исключает ужесточения ограничений в ответ на собственные требования – «власть по-другому разговаривать не умеет», считает собеседник издания.
Свою позицию Коновалов аргументирует тем, что проверка QR-кодов не оставит возможностей для выживания субъектам МСП, которые и без того пострадали за последние два года. Разорение бизнесов приведет к потере работы сотен тысяч петербуржцев, отмечает координатор. Кроме того, бизнесмен называет введенную 2 января меру недопустимой и называет «сегрегацией» населения в городе, пережившим блокаду.
Список
На момент публикации материала в так называемом «списке Коновалова» числятся 124 организации, большинство из которых составляют рюмочные, бары, кальянные, общественные пространства («Флигель» и «Третий кластер»). Также под отказом проверять коды у посетителей подписались предприятия, не обязанные это делать по 121 постановлению, например, барбершопы. Кроме того, в список внесен объект, рядом с собственным названием разместивший перечень предоставляемых услуг, что невольно наводит на мысли о попытке части участников списка использовать его как рекламную площадку.
Также в перечень попали студии керамической плитки, мебели, стоматология, автосервис, конный клуб, цветочный магазин, строительная компания и архитектурное бюро.
Напомним, именно Коновалов во время первого локдауна в декабре 2020 года выступал организатором «карты сопротивления», на которую наносились бары, отказавшиеся соблюдать ограничительные меры. Сейчас заявки для списка проверяются модераторами, ранее на карту заведение можно было нанести самостоятельно.
Мнение бизнеса и общественников
Наталья Горячая, юрист и глава межотраслевой экспертной группы в предпринимательском совете при Корпорации МСП, считает, что в столице больше приезжих и больше безразличия, потому такое объединение невозможно. Кроме того, больше силовых структур, которые мгновенно подавят бунт.
«И в столице лидера движения нет. Вообще протестная динамика не предсказуема. Мы не знаем, что и где перейдёт черту невозврата, и какой она будет», – говорит эксперт.
Сергей Жилкин, сооснователь сети Pitas, отметил, что в заведениях страдает посещаемость – после Нового года людей стало заметно меньше.
«Вообще, конечно, вся эта ситуация очень бьет по бизнесу. Выручки сильно упали. А на фоне взрывного роста цен на продукты, дефицита персонала, на предприятиях общепита очень страдает экономика. Многие предприятия отрасли в убытках», – говорит ресторатор. – У нас под постом в Instagram про QR-коды около 250 гневных комментариев, о том, что мы «фашисты», и что к нам больше ни ногой. Люди болезненно относятся к самому процессу проверки. Им не нравится, что их проверяют».
Европейские примеры
Президент всероссийской Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Игорь Бухаров в беседе с АБН отмечает одну из мер поддержки бизнеса во время строгих ограничений в Европе.
«В Германии летом 2021 года даже перекрывали маленькие улицы от проезда автотранспорта, чтобы дать работать ресторанам, если не было возможности сделать летнее кафе, — привел пример собеседник издания. — На перекрытие улицы рестораторы выставляли столики и принимали за ними гостей. Похожие правила действовали во время введения кодов в Москве: тогда для того, чтобы сесть за стол на террасе, сертификат не требовали. Тогда определенный процент выручек ресторанам с посадочными местами на улицах удалось сохранить, а локдаун ударил в основном по заведениям, расположенных в ТЦ».
Напомним, что год назад, во время новогодних каникул, когда обслуживание внутри ресторанов было запрещено, власти Петербурга сделали шаг навстречу бизнесу, позволив выставить на улицу мебель. Идея январских террас в Петербурге тогда у многих вызывала улыбку, однако рестораторы отметили сделанный им навстречу шаг. В этом году никаких специальных мер поддержки в связи с введением кодов не предусмотрено.
Точки над i
Стоит добавить, что в ноябре 2021 года правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, которые предполагают введение QR-кодов для посещения общественных мест. Документ был принят в первом чтении в декабре, до 1 февраля принимаются правки и предложения к проекту закона, затем будет назначена дата второго чтения.
Сторонники отмены системы кодов настаивают, что необходимость предъявлять QR-коды якобы нарушает конституционные права граждан, в том числе ст. 27 о праве свободно передвигаться по территории РФ, ч. 1 ст. 23 о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, а также ч.1 ст. 24 о сборе, хранении и использовании информации о частной жизни лица без его согласия, и ряд других статей Конституции. Точки над i в этой ситуации поставит федеральный закон.