Российское правительство опубликовало постановление, согласно которому перечень маркируемых товаров легкой промышленности расширяется на более чем 100 видов изделий. Участники рынка рассказали АБН, что не так с правилами маркировки, и указали на уязвимые места закона об обязательной маркировке продукции.
Новые правила маркировки для товаров легкой промышленности вводятся, начиная с первого квартала 2022 года. В расширенный перечень товаров, подлежащих кодированию кодами Data Matrix системы «Честный знак», теперь входят пальто, куртки, плащи, изделия из искусственного меха и фетра, костюмы, классические и спортивные, свитеры, джемперы, пуловеры, а также шали, шарфы, кашне и даже мантильи.
Светлана Молчанова, президент Союза производителей изделий легкой промышленности, в который входят 450 предприятий по всей России, считает, что Минпромторг мог бы посоветоваться с бизнесом и потом уже утверждать расширение списка для маркировки.
«К сожалению, маркировкой изделий легкой промышленности, которая стала обязательной с 2019 года (обувь) и начала 2021 года (одежда), занимаются непрофессионалы», — уверена общественная деятель.
Владелица петербургской сети магазинов «Монплезир» и сооснователь Санкт-Петербургской Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова рассказала, что правила маркировки усугубляют и без того непростую ситуацию, в которой находятся участники рынка.
Бьемся за отмену
«Мы уже не первый месяц бьемся за отмену маркировки товаров легкой промышленности, таких правил нет ни в одной стране мира. За рубежом маркируют лекарства, продукты питания, алкоголь, импланты – то, что может нанести реальный вред здоровью человека, одежда в эту категорию никак не попадает, – считает предпринимательница. – В закрытых чатах в течение последних месяцев я регулярно читаю о том, что коллеги то и дело закрывают торговые точки».
По словам Ирины Валериановой, предприниматели оказываются в настолько непростых условиях, что к моменту закрытия не имеют средств, чтобы вывезти оборудование из магазина, и буквально отдают даром целые торговые «островки» в торговых центрах, их стоимость доходит до сотен тысяч рублей.
Маркетплейсы и крупный ретейл
«Возможно, торгующих перекупом через маркетплейсы продавцов введение маркировки не сильно затрагивает, издержки такого бизнеса значительно меньше, чем у владельцев офлайн-магазинов, – говорит Ирина Валерианова. – Многие платежеспособные покупатели перешли в онлайн, но для других это неудобно. У нас одежда от 48 размера, рассчитанная на более возрастных покупательниц, они не могут покупать без примерки, и хуже ориентируются в интернете».
На фоне снижающейся покупательной способности населения, добавила эксперт, маркировка одежды, а также обновляющиеся правила, отнюдь не способствуют развитию малого и среднего предпринимательства. И не только, крупные международные бренды одежды в России также испытывают трудности введения маркировки и работы в системе.
«По каждому товару нам нужно заполнять 27 пунктов перечня вопросов, при этом многие из них перекликаются либо повторяют друг друга. В итоге эти задачи занимают огромное количество времени, не говоря о средствах, которые приходится тратить на внедрение системы маркировки», – объясняет Ирина Валерианова.
Любопытно, что с просьбой о расширении перечня одежды, которую нужно маркировать, в ноябре 2021 года в Минпромторг обратилась Ассоциация компаний розничной торговли, в которую входят такие крупные ретейлеры как «Спортмастер», Familia, «Снежная королева» и другие. Поводом для обращения якобы стали жалобы потребителей, которые визуально не могли определить, относятся ли товары к перечню маркируемых или нет. Из письме указывалось, что перечень товаров согласован участниками рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности.
При этом ранее владельцы магазинов в беседах с АБН отмечали, что покупателей, спрашивающих о маркировке, в магазинах не встречается по полгода.
«Вероятно, с рынка пытаются вытеснить некрупных игроков, – предполагает Ирина Валерианова. – Государству гораздо проще работать с крупными сетями, чем с мелкими предпринимателями».
В обход блузы
В перечень предметов одежды, которые необходимо маркировать, попали десятки наименований изделий. Невольно напрашивается мысль: если изделие назвать иначе, то маркировать его не придется?
Участники рынка отмечают, что если трикотажный предмет одежды назвать на новый манер – худи, лонгслив, свитшот – то теоретически правила можно обойти. Однако скорее всего, эти «лазейки» в законе устранят в очень короткий срок.
«Термины легпрома не менялись уже З5 лет, а теперь существует множество новых, о которых разработчики маркировки, похоже, не подозревают. Так обязательное требование можно легко обойти – об этом говорят и производители», — рассказывают в СПИЛП.
История вопроса
Системой маркировки товаров в РФ занимается система «Честный знак», ее оператором в 2017 году по распоряжению правительства без конкурса назначена компания Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), 50 % в которой принадлежит структуре предпринимателя Алишера Усманова и его партнерам. Каждый код вместе с налогом обходится пользователю системы в 60 копеек вместе с НДС.
Внедрение систем маркировки различных товаров стартовало в 2016 году с меховых изделий, с 2019 года она стала обязательной для табака, духов, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также пяти групп изделий легкой промышленности. С 1 июля 2020 года предусмотрена обязательная маркировка лекарств и обуви, с июня 2021 года – сыров и мороженого, с декабря 2021 — молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток. В 2022 году стартует маркировка велотоваров и упакованной воды –– с 1 марта, с 1 декабря – молочной продукции, произведенной фермерами и сельхозкооперативами.
Очередные изменения в систему маркировки были внесены 18 января, их внес Михаил Мишустин. Теперь в перечень вошли пиво, кресла-коляски, к 2024 году большинство товаров, производимых в России и ввозимых в Россию, должны быть промаркированы.