20 идей по развитию России

Россиянам дадут право на личный бренд

Россиянам дадут право на личный бренд

Фото: Baltphoto

Правительство России поддержало законопроект, который разрешает гражданам регистрировать товарные знаки. В правительстве полагают, что это позволит развивать личные бренды, что благоприятно повлияет на бизнес-среду. Прежде всего инициатива затронет самозанятых. Патентный поверенный по товарным знакам объяснил читателям АБН, как это отразится на кредитовании бизнеса, а предприниматели оценили эффективность рассматриваемого проекта.

Правительство РФ на заседании поддержало законопроект, который позволит гражданам регистрировать товарные знаки и упростит таким образом ведение бизнеса. Предполагается, что инициатива призвана прежде всего поддержать самозанятых – появляется дополнительный инструмент продвижения работ, товаров и услуг.

Развиваем личные бренды

«По сути мы даем людям возможность использовать этот актив, развивать личные бренды», – отметил Максим Решетников, глава Минэкономразвития, которое стало автором инициативы.

Также проект позволит уравнять в правах россиян и иностранных граждан. Россия является участницей Мадридского соглашения, согласно которому регистрировать товарные знаки могут как юридические, так и физические лица. Кроме того, законопроект предусматривает положения, направленные на развитие кредитования под залог интеллектуальной собственности.

Дополнительный актив

Пока преждевременно говорить о том, насколько полезной и популярной будет такая мера, отмечает руководитель направления процессуального права Rödl & Partner, патентный поверенный по товарным знакам Алексей Федоряка.

«У самозанятых есть ряд определенных сфер деятельности, в рамках которых они могут работать без необходимости регистрировать ИП, – напомнил собеседник АБН. – Насколько удобно и выгодно будет регистрировать товарный знак, сказать сложно. В целом, возможность регистрации товарного знака на физическое лицо существует в европейских странах. В РФ это могут сделать либо компании, либо индивидуальные предприниматели.

По мнению эксперта, целью инициативы является предоставление возможности для регистрации интеллектуальной собственности более широкому кругу лиц.

«Таким образом, большее число физических лиц смогут получать выгоду от развития собственного бренда. Кроме того, сейчас компании могут использовать товарный знак в качестве залога при получении кредита. Причин, по которым такая практика не может применяться в отношении физических лиц, я не вижу. Также для физлиц собственный бренд в случае его успешного продвижения может стать и дополнительным активом, в том числе и при получении займа».

Вторая ступень гарантий

Сегодня существует два нематериальных актива, по которым банки видят дополнительные риски: компьютерные программы и базы данных. По ним у кредитных организаций нет возможности проверить, выдавался уже заем другим банком или нет. Ожидается, что проект скорректирует сложившуюся ситуацию.

Если программа или база данных зарегистрирована в Роспатенте (регистрация происходит по желанию правообладателя), банк может обратиться в ведомство и получить от государства подтверждение, что объект существует, а потенциальный клиент является его правообладателем. Законопроект о регистрации брендов на физлиц предлагает создать «вторую ступень» гарантий для банков – сделать обязательной регистрацию залога прав на такие объекты. При этом речь идет только о зарегистрированных Роспатентом программах и базах данных.

Тревожные ожидания

Ася Когель, основательница модного дома Kogel, в беседе с АБН объяснила, что на нынешней стадии оценивать проект нет смысла.

«У нас так много законопроектов, инициатив, но пока нововведение реально не заработает, сложно давать какую-то оценку, – считает предпринимательница. –  Развитие кредитования под залог интеллектуальной собственности и возможность регистрации бренда – всё это звучит красиво, но и детали требуют определенного внимания. Например, какими будут процентные ставки для таких кредитов? Инициатива бессмысленна, если она «утонет» в бесконечной бюрократии, бумагах, огромных процентах. Когда у меня либо моих коллег появится возможность воспользоваться такой услугой, тогда можно будет поговорить о том, насколько это полезно, и что можно было бы скорректировать», — рассуждает Ася Когель.

Вадим Тихонов, сооснователь Содружества самозанятых плотников из Ленинградской области, напротив, настроен оптимистично, и говорит, что тема эта очень кстати, содружество будет регистрировать собственные бренды. Плотники собираются построить 70 малоэтажных домов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) для работников Усть-Луги, поселка в Кингисеппском районе Ленобласти, где строится крупный газоперерабатывающий комплекс. И регистрация брендов самозанятыми — это большое подспорье, считает Тихонов.

Новости партнеров