Российский миллиардер, совладелец корпорации «Технониколь», «Рыбаков Фонд», сооснователь Prytek, бизнес-клуба «Эквиум», X 10 Academy Игорь Рыбаков рассказал Агентству Бизнес Новостей об успешных и провальных вложениях, целях на 2022 год и значении образования для предпринимателя.
АБН: Какие из наиболее успешных проектов в контексте венчурных инвестиций Вы можете перечислить? Во что вложились, какой объем инвестиций? Были ли провальные проекты вложений?
Игорь Рыбаков: Самые значительные провалы были связаны с наймом людей. В найме нет правды, она есть в увольнении. И самые большие провалы были связаны с тем, что я слишком долго не увольнял сотрудников, давал им второй, третий, четвертый шанс. И каждый раз процесс, который должен давно завершиться, растягивался, а место должен был занять другой человек, у которого все в результате получается. Это касается проектов, когда я действую как предприниматель.
Я перестал заниматься инвестициями уже очень давно. То, чего я сам не изучаю достаточно глубоко, с чем не взаимодействую, дает недостаточно высокий результат. Угадывать, во что инвестировать, у меня получается не очень хорошо, даже при условии изучения аналитических данных. Даже прошу меня не представлять как инвестора – я предприниматель.
Что касается удачных вложений, недавно в группу компаний Prytek, сооснователем которой я являюсь, вошли ряд компаний. Объединение потребовало порядка 100 млн долларов. В результате слияния капитализация Prytek выросла с 500 млн до 1,2-2 млрд долларов, по разным оценкам.
Если говорить о провале, то в начале пандемии у меня сорвалась сделка по продаже доли в стартапе Flaschenpost (служба доставки напитков и товаров повседневного спроса – ред.) крупнейшему семейному концерну Германии Dr. Oetker. Сумма сделки составляла 700 млн евро. А в апреле 2021 года акции компании были проданы почти за 1 млрд евро. Каждый наш провал – это «открывашка» к чему-то другому, что в итоге сработает.
АБН: Как изменились обороты и прибыль компании «Технониколь» за последний год? Как на ее работе отразился высокий уровень роста цен на рынке? Какие новейшие технологии используются на предприятиях?
Игорь Рыбаков: Прибыль «Технониколь» выросла на 30%, равно как и увеличились цены на сырье, зарплаты сотрудников компании. Поэтому номинальный рост прибыли эквивалентен дальнейшим затратам. Мы живем в эпоху девальвации ценностей, деньги обесцениваются. Не будем драматизировать, но экономика России не показывает уверенного роста, вместе с тем растет количество наличных денег, которые вкладываются преимущественно в недвижимость – это такой способ «солить» деньги. Растет рынок недвижимости, увеличивается спрос на строительные материалы, поэтому «Технониколь» отвечает рынку взаимностью.
АБН: Какие цели и задачи ставите перед собой на 2022 год, будут ли новые проекты?
Игорь Рыбаков: Планируем в каждом городе-миллионнике открыть филиалы X10 Academy. Это план на три года, но есть ощущение, что реализовать проект удастся быстрее. Собираюсь выпустить еще одну книгу, сейчас она находится на стадии рукописи, а также музыкальный альбом.
Кроме того, планирую открыть так называемую «Школу предпринимательских наук и искусств Игоря Рыбакова» на базе Физтеха, моей альма-матер (Московский физико-технический институт – ред.) в формате отдельной кафедры. Как благодарный выпускник хочу, чтобы студенты владели техниками, которыми владею я.
О новых бизнес-проектах предпочитаю рассказывать в процессе реализации, чтобы избежать дополнительных рисков. Будут открываться Playschool, на будущий год запланировано открытие порядка двадцати новых филиалов.
АБН: В 2021 году в Невском районе Петербурга открылись поинт и детский сад Rybakov Playschool. Петербургский образовательный центр стал первым франчайзинговым учреждением сети. Почему вы решили развивать сеть частных школ? Чем отличается Rybakov Playschool от обычных образовательных школ?
Игорь Рыбаков: Главная задача обычных общеобразовательных школ – научить детей быть послушными, исполнителями чьей-то воли. Дети таким образом лишаются возможности мыслить широко, чтобы заниматься предпринимательской либо творческой деятельностью. Я не против и не за.
Нашему обществу для процветания необходимо дополнительное количество людей, которые умеют генерировать защиту от злоупотребления властью, манипуляциями и контролем. Я говорю не о политической стороне вопроса, скорее – о социальной.
Родители, которые не вполне удовлетворены сотрудничеством с обычными школами, смогут найти альтернативу в Rybakov Playschool, филиалов которой мы собираемся открыть 10 тыс. по всему миру, порядка двух тыс. из них – в России, 15-20 в Петербурге, если говорить о горизонте планирования на семь лет.