Россия может второй года подряд столкнуться с дефицитом зимнего дизельного топлива, потому что налоговая политика не стимулирует выпуск суррогатов, за счет которых до этого покрывалось почти 50% потребности в этом виде топлива. Об этом сообщается на сайте издания «Коммерсантъ».
В начале октября стоимость зимнего топлива на бирже СПбМТСБ увеличилась на 25% по сравнению с 2021 годом и достигла 70 000 рублей за тонну. Зимнее дизельное топливо дорожает второй год подряд по причине сокращения производства суррогатов.
Между тем в Минэнерго уверены, что рынок будет сбалансированным, и розничные цены не вырастут. Однако эксперты считают, что проблема дефицита зимнего дизтоплива усугубится в 2022-2023 году. Ведь рост оптовых цен увеличит убытки автозаправочных станций.
По мнению аналитика Марии Арье из «Петромаркета», подорожание зимних сортов дизельного топлива происходит в связи с дефицитом продукта, который в предстоящий сезон может вырасти на 13% до 9,8 миллионов тонн. Если раньше его покрывали суррогаты, которые выпускаются на нефтебазах путем смешивания авиакеросина и средних дистиллятов, то теперь поставки керосина снизились в 4,5 раза, поэтому суррогаты делать не из чего. Да и на них не выплачивается демпфер, что делает выпуск суррогатного топлива невыгодным.
Решить этот вопрос можно только путем увеличения стоимости зимнего дизельного топлива, а единственным фундаментальным решением проблемы является стимулирование производства зимнего дизтоплива за счет новых установок депарафинизации.