Санкт-Петербург. Уважаемый застройщик и наличие у жилья статуса «бизнес класс», похоже, не являются гарантией защиты от проблем. В этом, вероятно, убеждаются жители ЖК «Европа Сити», возведенного несколько лет назад структурой «Группы ЛСР» в Петроградском районе Петербурга.
ЖК «Европа Сити» / Фото: АБН
«Жилой комплекс «Европа Сити» расположен в Петроградском районе (на проспекте Медиков — Ред.), в 10 минутах пешком от ст.м. «Петроградская» — так говорится на сайте «Группы ЛСР» о проекте, который объединил 17 домов на площади более 7 гектаров.
Попасть на территорию комплекса не так просто по причине наличия забора, защищающего жильцов от посторонних.
На первый взгляд кажется, что жильцов этого комплекса ничто не тревожит и жизнь в нем прекрасна. Однако, так ли на самом деле? В распоряжение АБН попали скриншоты переписки жильцов в закрытом чате, где обсуждают отношения с управляющей компанией — ООО «УК «Комфорт Сервис». Это ООО, судя по данным сервиса kartoteka.ru, частично через ООО «Стоун» и частично напрямую контролируется бизнесменом Александром Ряховским.
Судя по скриншотам, управляющая компания могла инициировать созыв собрания собственников, предложив им обсудить вопрос повышения тарифов. И некоторые из платежей, как видно на скриншотах, могут вырасти на 73%. Масла в напряженные взаимоотношения между собственниками и управляющей компании добавило, помимо бытовых сложностей с периодическим отключением электро- и водоснабжения, еще и вызов полиции, которых кто-то вызвал на проходившую в середине ноября встречу собственников жилья, где по-видимому обсуждались проблемные моменты управления ЖК от ЛСР.
АБН во время подготовки материала отправило запрос руководству ООО «УК «Комфорт Сервис» по электронной почте (адрес удалось найти только в разделе «раскрытие информации» сайта компании). В запросе на имя генерального директора УК были в том числе и вопросы, чем вызваны планы повышений коммунальных платежей для жителей ЖК «Европа Сити», является ли территория ЖК «Европа Сити» открытой или закрытой от посторонних, насколько законны установленный на въезд шлагбаумы.
К сожалению, к моменту выпуска материала ответ в редакцию от УК «Комфорт Сервис» так и не поступил.
Про забор и шлагбаумы, которые фигурируют в запросе наравне с тарифами, АБН спросило не случайно. В рекламном буклете жилого комплекса (документ можно найти в группе ЖК «Вконтакте») говорится об «ограничении доступа на внутреннюю территорию».
Ограничение такое действительно есть — АБН публикует фото шлагбаумов на въезде в ЖК. Но законно ли оно?
АБН запросило выписку из ЕГРН на земельный участок под одним из домов комплекса. В выписке говорится, что правообладателем участка, на котором находится здание, было АО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» (контролируется «Группой ЛСР»). В 2019 году компания передала участок в собственность Санкт-Петербурга. Город, судя по данным из документа, так и является собственником, общедолевой собственности участка, видимо, нет.
И здесь возникает вопрос: есть ли основания для установки вокруг жилого комплекса забора, а на въездах шлагбаумов? Есть ли основания для ограничения прохода и проезда по территории Петербурга у коммерческих компаний или физических лиц?
«Как только дом вводится в эксплуатацию, Градостроительный, Жилищный и Земельный кодексы предусматривают месячный срок для органов исполнительной власти субъектов. За это время они должны сформировать земельный участок, достаточный для данного многоквартирного дома. После этого заграждать участок и запрещать движения и хождения по нему – могут уже через Жилищный кодекс, через решение общего собрания. А все другие пользователи этого участка могут оформить себе право сервитута, то есть публичные отношения, которые позволят проходить через этот земельный участок для осуществления той или иной вида деятельности» — рассказывает генеральный директор НП «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков.
«У нас много таких эпизодов в Санкт-Петербурге, где люди поставили заборы, калитки, магнитные ключи для того, чтобы никто посторонний на земельный участок не проходил. Есть трудности, когда собственники или арендаторы помещения хотят подвести тот или иной товар к нежилым помещениям в этом доме. Они требуют, чтобы допустили туда машины и обеспечили проход людей. Такая ситуация разрешается вплоть до судебного порядка» — говорит Владислав Воронков
«Если дом не введен в эксплуатацию, но ограничение по периметру дома мешает им пройти к уже введенным домам – в администрацию района Санкт-Петербурга можно обратиться с заявлением от любого гражданина. Даже если участок передан городу. Если это единственный путь, то проход должен быть безопасно обеспечен. Второй вариант – если дом уже ввели в эксплуатацию, то граница земельного участка устанавливает орган исполнительной власти. В Санкт-Петербург это Комитет имущественных отношений, администрация района и Росреестр, который проводит регистрацию земельного участка. Ни одного дома без земельных участков нет. Земельный участок находится в собственности жителей многоквартирного дома. Им придется нести бремя содержания в том числе земельного участка, зеленых насаждений на участке, ремонт асфальтового покрытия во дворе» — объяснил эксперт.
Как видно из публичной кадастровой карты – почти у каждого дома на территории ЖК сформирован собственный земельный участок. Смогут ли жители оформить выделенные под домами участки в общедолевую собственность – вопрос взаимодействия жителей с государственными органами учета и регистрации.
После регистрации жителям разных корпусов скорее всего придется договариваться между собой, чтобы объединить разные участки, находящиеся в собственности разных лиц, в единую территорию и закрыть проход по ней от посторонних лиц. Процесс этот будет, скорее всего, долгий и сложный – с множественным согласованием проекта, неоднократными собраниями жильцов и формированию огромного пакета документов.
А пока, забор по периметру ЖК и ограничение на проезд по территории, с точки вызывает вопросы как с точки зрения законности к контролирующим органам исполнительной власти, так и к застройщику ЖК – компании «ЛСР», которая в проекте обещала закрытую территорию, но по-видимому, не довела юридический процесс оформления забора и шлагбаумов до конца, передав землю под ЖК в городскую собственность.
Вопрос законности забора и шлагбаумов, может кому-то показаться не столь серьезным. Но здесь можно вспомнить про планы города о расширении зоны платной парковки. По информации Комитета по транспорту до конца 2023 года зона платной парковки должна охватить всю историческую часть города: Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы. Получается, если шлагбаумы по периметру ЖК «Европа Сити» признают незаконными и заставят отключить, то автомобилисты будут искать спасения от платной парковки в благоустроенном и уютном дворе ЖК, тем самым доставляя множество проблем жителям «бизнес класса» от ЛСР.