Пищепром: рост был, но впереди много закрытий

Объемы производства пищевых продуктов выросли в России на 3,2% по итогам 2021 года. Рынок заняли компании, которые контролируют всю цепочку от выращивания сырья до сбыта готового продукта. Небольшие предприятия наращивают уровень закредитованности, эксперты считают, что такая тенденция сохранится и в течение этого года, отрасли грозит кризис, а рынок могут покинуть многие игроки.  

Производство пищевых продуктов в 2021 году выросло на 3,2%, наибольший рост произошел в рыбной промышленности – мороженого филе рыбы произвели больше на 26% и на 229 тыс. тонн в числовом выражении. Это объясняется активным вводом перерабатывающих мощностей. Также рост показали овощные и фруктовые соки, в этом секторе объем производства вырос на 24% и достиг уровня 3,9 млн тонн, данные приводит аналитическое агентство INFOLine.

Как рассказали АБН в НК «Рыбный союз», российском объединении производственных и перерабатывающих предприятий рыбного хозяйства, весь прошлый год компании стремительно наращивали производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Так, только на судах в море в 2021 году было произведено более 100 тыс. тонн филе минтая, почти в два раза больше, чем в предыдущий год. Рыбного фарша на судах в 2021 году произвели более 21 тыс. тонн, это на 30% больше, чем годом ранее. Также возобновилось производство сурими из минтая, спрос на него есть как в России, так и за рубежом, отметили в организации. 

Фото: pixabay

Что касается цен на продукты питания, в период с декабря 2021 года по январь 2022 года значение Индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) выросло на 1,5 пункта (1,1%) и составило 135,7 пункта. Специалисты объясняют резкий рост индекса повышением подиндексов цен на растительные масла и молочную продукцию.

Компенсировать увеличение ИПЦФ удалось за счет снижения цены на сахар, которое фиксируется второй месяц подряд, сообщили в агентстве. Подиндексы цен на мясо и крупы тем временем остались почти на том же уровне. 

Вертикальная интеграция

Сегодня можно наблюдать, что рынок пищевого производства все больше захватывают вертикально интегрированные компании. Это предприятия, к которых объединены производственные процессы, следующие друг за другом.

Часто при вертикальной интеграции происходит слияние двух или более компаний, которые производят компоненты, необходимые для производства одной продукции. По словам гендиректора INFOLine Ивана Федякова, такие компании получают преимущество перед другими. 

«Тенденция сохранится и в будущем, – прогнозирует эксперт. – компании, которые могут замкнуть цепочку производства от выращивания, будь то растениеводство или животноводство, до конечного выпуска брендированной продукции, будут продолжать укреплять свои позиции». 

Вертикально интегрированные компании, контролируя всю цепочку производства, получают возможность балансировать с точки зрения маржинальности деятельности, эффективности отдельных звеньев этой цепи, объясняет Иван Федяков. 

 Однако в целом, по рынку в ближайшем будущем следует ожидать в лучшем случае стагнации, в худшем – сокращения показателей, предрекает эксперт. Ряд предприятий, по мнению Ивана Федякова, не переживет 2022 год. Это обусловлено потерей рентабельности, многие игроки рынка по этому показателю уже оказались на грани выживания. 

При том, что по итогам 2021 года объемы в пищевом производстве выросли, также фиксируется рост закредитованности предприятий-переработчиков. 

Ценовые тиски

«Они попали в так называемые ценовые тиски, – говорит Иван Федяков. – с одной стороны на них давит рост себестоимости сырья, для которого были и объективные причины, в том числе сложная экономическая ситуация во всем мире. С другой стороны на производителей давит сдерживание розничных цен со стороны госрегуляторов и ретейлеров. Маржинальность предприятий резко сокращается, сегодня многие производители решают эту ситуацию, прибегая к кредитам».

Иван Федяков / Фото: instagram.com/ifedyakov/

Кредиты дорожают

Тем временем Центробанк продолжает повышать ключевую ставку, кредиты дорожают. Предприятиям, нарастившим свою задолженность, придется возвращать более крупные суммы, а рефинансировать долг будет проблематично, отметил эксперт, либо вообще невозможно. 

«Велика вероятность определенного кризиса в переработке продуктов питания в 2022 году, – сообщил глава Infoline, – в этой ситуации вертикально интегрированные компании окажутся в более выгодной позиции, имея возможность дополнительного инвестирования». 

В числе таких компаний, например, «Черкизово», «Росагро», которые показали высокие финансовые результаты по итогам 2021 года, рассказал Иван Федяков. 

Пищевка в Петербурге и области

Среди пищевых производств в Петербурге и Ленинградской области  – компании «Орими трейд», выпускающий чай и кофе под брендами Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», кофе«Жокей» , всего более 450 наименований. По данным Infoline, предприятие собирается купить международная компания Jacobs. 

В целом, в регионе наблюдается тенденция к закрытию крупных производств продуктов питания, это объясняется высокой стоимостью земли и ценой на электроэнергию, а также затруднениями в логистике.

Так, весной 2021 года завод «Петрохолод» перенес производственные мощности по производству мороженого в Вологодскую область, компания «Лосево» остановила производство осенью 2021 года из-за судебных исков о банкротстве. «Петрохлеб» окончательно закрыл завод в Лужском районе из-за убытков и ухудшения ситуации на рынке.

Фото: vk.com/shplosevo

Петербург и область являются не лучшим регионом для развития сельскохозяйственного производства прежде всего из-за климата, объясняет Иван Федяков. 

В то же время, есть и исключения. Они касаются пищепрома. Так, объем продаж кондитерского объединения АО «Любимый Край» , созданное в 1999 году, по итогам 2021 г. вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 24,4 тысяч тонн продукции.

Выручка компании за этот период составила 2,6 млрд. руб., что на 15% больше, чем в 2020 году. Здесь планируют расширять ассортимент и купили и уже начали установку новой итальянской линии по выпуску кондитерских изделий. Новая линия устанавливается на производственной площадке в Горелово.

Потоки изменились

«В 90-х и нулевых в Петербурге было больше пищевых производств, – продолжает эксперт, – некоторые из них продолжают работать, однако многие перепрофилировались либо обанкротились, в их числе – мясокомбинат «Самсон». Раньше город выполнял и роль перевалочного пункта, и порты позволяли ввозить сырье для последующей переработки, в меньшей степени – вывозить готовый продукт».

Например, пока поставки замороженного мяса из Бразилии и Аргентины происходили регулярно, местные мясоперерабатывающие заводы получали преимущество, будучи максимально близко к сырью, то есть, к портам. В 2010-х произошло развитие производства внутри страны, сырье начали больше производить в южных регионах, потоки изменились. Сырья в петербургские порты стало приходить меньше, какое-то время поставок не было вовсе из-за эмбарго.

Подвела локация

«В какой-то момент Петербург перестал быть выгодной точкой с логистической точки зрения, – говорил Иван Федяков. – Нужно констатировать, что наш регион не может претендовать на лидерство в производстве пищевых продуктов, да и цели такой нет». 

В будущем можно прогнозировать развитие локальных проектов, считает глава Infoline, в тепличных хозяйствах, хлебопекарной промышленности, кондитерских производствах. В этих секторах Петербург продолжает сохранять конкурентное преимущество. 

В целом за прошлый год продовольствие в России подорожало на 8,4%, продукты питания – на 9,2%, алкоголь – на 2,4%. Наибольшую динамика зафиксирована в цене на сахар, которая выросла на 33%, охлажденных кур (20,3%), подсолнечное масло (22,4%) и яйца (23,6%).

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров