Туроператоры: россиянам придется отдыхать на востоке

Закрытое воздушное пространство для более, чем 20 стран для российских авиакомпаний, а также требования лизингодателей  делают ближайшие перспективы российского выездного, да и внутреннего туризма весьма туманными. Это требует тщательного подхода к вырабатываемым мерам поддержки, говорят представители сектора.

После начала спецоперации на Украине европейские страны начали вводить санкции против России. Среди них — закрытие воздушного пространства Евросоюза для российских самолетов, а также запрет на поставки в Россию гражданских самолетов иностранного производства и запчастей к ним.

Санкции распространяются не только на поставку новой авиатехники, но и на действующие контракты с европейскими лизингодателями. По оценкам туроператоров, из-за отмены всех рейсов в Европу около 150 тыс. российских туристов застряли за рубежом и не могут вернуться домой.

Новые форматы

Если уже введенные против России санкции сохранятся надолго, туристическая отрасль страны будет полностью переформатирована, полагает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

«Сейчас для россиян закрылись наиболее популярные направления за исключением Турции и Египта. Также пока доступны страны Азии и Ближнего Востока, но и с путешествиями туда будут сложности, тем более что не все из них открылись после пандемии.

Кроме того, введенные санкции против российской авиации приведут к тому, что даже и по открытым направлениям просто не на чем будут летать. По оценке экспертов, в России около 800 самолетов, которые могут сейчас попасть под ограничения, и они перевозят 90% пассажиров» — цитирует Ирину Тюрину «Интерфакс-Туризм».

Перевозчики других стран

По словам пресс-секретаря, так как быстро построить свои самолеты невозможно, выходом может стать привлечение на российский рынок перевозчиков других стран — к примеру, Казахстана, Белоруссии, Китая, что поможет отчасти решить проблему на время переходного периода.

«Развитие внутреннего туризма также упрется в проблему авиаперевозок. Конечно, на какие-то курорты можно поехать на поездах, автобусах, но полностью заменить самолеты наземный транспорт не сможет», рассказывает эксперт.

Ростуризм как раз сейчас решает вопросы о перевозке 400 самостоятельных и организованных туристов из венгерского Будапешта, 500 организованных туристов из Болгарии и около 200 — с португальского острова Мадейра. Кроме того, российские туристы находятся в Великобритании, Словении и Австрии. «Рассматриваются транзитные перелеты через третьи страны, в том числе, через Стамбул, Дубай, Абу-Даби, Доху и Каир, а также другие открытые страны», — рассказал Дмитрий Горин, вице-президент РСТ.

Что касается выездного туризма,  РСТ напоминает, что для россиян остаются открытыми Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Мальдивы и Таиланд.

«Если в пандемию вопрос стоял «как турбизнес будет жить?», то сейчас –«будет ли он жить?». Сегодня вообще не очень понятно, будут ли у россиян в принципе средства на путешествия с учетом обрушения курса рубля и неизбежной остановки многих бизнесов, которые были как-то связаны с зарубежными поставщиками, что повлечет за собой массовые увольнения», — подчеркнула Ирина Тюрина.

Палатки для россиян

Между тем вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко уже поручил Ростуризму совместно с корпорацией «Туризм.рф» подготовить предложения по организации летней туристической кампании для россиян в регионах России, а также разработать систему грантов для регионов по оперативному разворачиванию легковозводимых объектов туристической инфраструктуры.

«Туризм должен развиваться как комплексная инфраструктура, — говорит Анна Твердохлебова, глава компании «Петербургский магазин путешествий», — один отель, быстровозводимый или капитальный, дело не спасет, людям важно, чтобы вокруг — были не раздолбанные дороги, грязные шашлычные, а была создана инфраструктура, при которой путешественникам было комфортно».

Стимулировать экономику

«Какие палатки, — возмущается Виктория Шамликашвили, генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис», — в текущей ситуации, надо не палаточные городки возводить, а делать нулевой ставку рефинансирования, прекращать спекуляции банков и других финансовых институтов, поставить заслон на вывоз капиталов из страны. И всячески поддерживать внутренний туризм, передвижение по стране и стимулировать платежеспособность населения.  Отменить НДС, на время, и  повышать экономическую активность населения всеми доступными средствами — вот средства для возрождения внутреннего туризма».

В преддверии сезона

Придет теплый сезон и людям все равно понадобятся море и солнце, говорят туроператоры.

«В СССР был хорошо развит внутренний туризм, но это не была сфера экономики, а была сфера социальной поддержки населения. Сейчас к туризму, туристической инфраструктуре — другие требования», — говорит Анна Твердохлебова и добавляет, что если этим летом безопасно будет в Абхазии — инфраструктура республики будет развиваться, люди туда поедут.

Сегодня туроператоры решают проблемы с переводом денег контрагентам в другие страны, занимаются вывозом туристов.

Все уже радовались, что Норвегия отменяла ковидные требования, Эстония принимала группы на лечение по земле, автобусами, регулярными и туристическими, рассказывают туроператоры. Что будет сейчас с этим направлением туризма, пока непонятно.

Снять запрет на экскурсии для групп

Также у туризма есть и более насущные потребности. В Петербурге Содружества профессиональных гидов переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга направили письмо в комитет по развитию туризма с просьбой о содействии: перед весенними каникулами необходимо отменить пункт в 121 постановлении о запрете на экскурсионное обслуживание для детских групп.

Северо-Западное отделение РСТ и Лига туроператоров уже обратились с той просьбой к вице-губернаторам Петербурга: Максиму Соколову, Борису Пиотровскому, Олегу Эргашеву. В комитете по развитию туризму туристической общественности ответили, что готовятся вынести этот вопрос на заседание оперштаба.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров