Система быстрых платежей: у бизнесменов появилась одна проблема

К Системе быстрых платежей (СБП) подключились 12 российских банков, клиенты которых теперь смогут платить за товары и услуги с помощью смартфона, а функции самой системы расширяются. Вместе с тем к системе есть вопросы у бизнеса — предприниматели спрашивают, почему банки, подключенные к СБП, ведут себя вольно и не присылают подтверждения поступления оплаты на счет, и это огромная проблема.

Центробанк РФ расширяет функции в Системе быстрых платежей (СБП). Крупные российские банки начали внедрять в систему функцию оплаты покупок с помощью смартфона в одно касание с помощью подключения к приложению «СБПэй». Подобным образом работают Apple Pay или Google Pay.

При этом в банках предупреждают, что массовое внедрение нового функционала может быть не таким быстрым. Продавец должен будет поддерживать технологию оплаты с помощью NFC (технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия — Ред.).

Оплата покупок через приложение, согласно данным Центробанка, станет доступна в I квартале 2022 года. В ближайшие полгода новые функции системы планируют начать использовать 12 банков, среди которых ВТБ, Росбанк, МТС-банк, Почта Банк и другие. Всего систему быстрых платежей используют 205 российских банков.

В 2021 году через СБП товары и услуги оплатили 13 млн раз, пишут «Известия». Россияне совершили покупки на 60 млрд рублей. Сервис обходится ретейлерам дешевле, чем комиссия банков за эквайринг. Однако система все еще вызывает вопросы у предпринимателей.

Реализация на местах

Так в телеграм-канале общественного омбудсмена Анастасии Татуловой «Будни предпринимателя» некоторое время назад бизнес спорил на тему применения системы быстрых платежей в своей работе.

«ЦБ создал систему быстрых платежей, но при этом не подумал о реализации на местах. И каждый из банков реализует как ему взбредет в голову, — отмечают предприниматели. — Все работает отлично, но у предпринимателя нет подтверждения поступления оплаты на счет и это огромная проблема».

Бизнесмены рассказывают, что сейчас клиент сам набирает сумму в приложении при оплате и после совершения платежа удостовериться о поступлении денежных средств можно только через приложение с доступом к счету.

«То есть, ЦБ и банки предлагают раздать всем моим сотрудникам приложения с доступом к моему расчетному счету. Даже если настроить права, они будут видеть сумму остатка на счету. Это в корне не верный подход», — делает выводы бизнес.

Советы от бизнеса

И предлагает решение: по идее должно быть так — клиент хочет оплатить покупку или услугу, сотрудник магазина набирает сумму на терминале, покупатель сканирует и подтверждает оплату, на терминале появляется чек об оплате с реквизитами платежа.
«Подобную систему можно было бы реализовать. Это облегчит внедрение СБП на территории РФ и уменьшит нашу зависимость от Мастер-карт и Визы», — рассуждают предприниматели.

Алгоритм от ЦБ

Вот что отвечает на это замечание сам Центробанк.

«Требования СБП обязывают кредитную организацию, в которой открыт банковский счет предпринимателя, незамедлительно проинформировать клиента о поступлении платежа, — сообщает пресс-служба регулятора.- Форма уведомления определяется условиями договора банковского обслуживания. Чаще всего используется СМС-сообщение, сигнал в автоматизированной системе управления взаимоотношениями с клиентами, уведомление в приложении дистанционного банковского обслуживания. При этом настройки уведомлений могут быть выполнены предпринимателем самостоятельно».

«Функционал СБП предусматривает демонстрацию QR-кода на банковском терминале с последующей распечаткой чека об оплате, содержащего реквизиты платежа.

Для совершения платежа покупателю надо отсканировать QR-код с помощью камеры смартфона через мобильное приложение банка-участника СБП, указать нужную сумму, внимательно проверить реквизиты перевода и подтвердить оплату. Сумма покупки поступит на счет предпринимателя в течение нескольких секунд. Описанный вариант оплаты является одним из наиболее распространенных», — поясняют в Центробанке.

Альтернативы

Система быстрых платежей — сервис, с помощью которого можно совершать межбанковские переводы по номеру мобильного телефона. Комиссии за такие переводы низки или вовсе отсутствуют. К системе уже подключены 205 банков. СБП также позволяет оплачивать покупки в том числе по QR-коду.

СБП разработана Банком России и АО «Национальная система платежных карт». Банк России — оператор и расчетный центр Системы, а НСПК — операционный платежный и клиринговый центр.

Также предприниматели смогут быстро оплатить около 3 тыс. видов счетов через корпоративный кабинет сервиса «Мои платежи». Для этого им не нужно переходить на другие онлайн-платформы, достаточно лишь указать ИНН и КПП.

В качестве альтернативы оплаты предприниматели называют также банки «Точка» и «Тинькофф Банк», а также спрашивают, почему, если СБП так пропагандируется Центробанком, налоговая не идет на отмену контрольно-кассовой техники (ККТ), которая теперь позволяет УФНС видеть все операции по счетам предприятия в режиме онлайн.

«Считаю кассы абсолютно бесполезными при электронной оплате по счету, будь то хоть физлицо, хоть юридическое, — отмечает пользовательница Оксана. — Какой смысл дублировать данные 10 раз, в счёте, в банковской платёжке, в акте, в кудир и в чеке? Во-вторых, если уж так хочется, создайте приложение для мелкого бизнеса, как это сделано для самозанятых».

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров