На встрече с «Деловой России» Владимир Путин 3 февраля обсудил с бизнесом вопросы снятия антиковидных ограничений, списание инвестиционных кредитов регионам, «зеленую экономику» и даже безрецептурную доставку лекарственных средств, законопроект о которой уже внесен в правительство. И, главное, президент четко дал понять, что локдауна в России не будет, а ограничения, которые мешают бизнесу, нужно постепенно отменять. Также принял приглашение на блины, которое передал ему Михаил Гончаров, сооснователь сети «Теремок».
Начнем с приглашения. АБН писал о Михаиле Гончарове в январе, когда предприниматель опубликовал в Фейсбуке пост о том, что крупный неолигархический самостоятельно выращенный бизнес, не имеет в России никаких преференций, в отличие от малого и среднего, как, например, специальной налоговой поддержки, пониженных налогов на фонд оплаты труда, и других. По этим же вопросам Михаил Гончаров в это же время встретился с депутатами Госдумы.
В сети активность предпринимателя велика, он постоянно рассказывает об острых экономических вопросах, так, например, в 2020 году он возмутился тем обстоятельством, что сеть Макдональдс вошла в список российских системообразующих предприятий, а «Теремок» нет. И вот на встрече с «Деловой Россией», которая прошла в смешанном формате, в том числе, в виде видеоконференции, Гончаров позвал Владимира Путина на блины.
«Обязательно попробую ваши блины, но самое главное я, поверьте, являюсь вашим горячим сторонником, и считаю, что наши отечественные бренды должны не просто развиваться, а должны иметь определенные конкурентные преимущества», — сказал Владимир Путин в ответ на приглашение.
Но перед тем, как пригласить президента в ресторан, предприниматель рассказал свою историю и отметил то, что его беспокоит больше всего.
«Компания «Теремок», которую я основал 23 года назад, сегодня насчитывает более 300 ресторанов, в год мы выпекаем 32 млн блинов. Наши русские блины – это ответ «Макдоналдсу» и «Биг Маку».
В Японии из десяти крупнейших компаний только одна не японская – это «Макдоналдс». А в России три первых места занимают американские компании, опережая с отрывом от пяти до десяти раз российских конкурентов.
Для нашего развития есть препятствие. Оно заключается в том, что компания, которая развивается и не идет на дробление, пересекая барьер в 2 млрд рублей оборота, выходит на новый режим налогообложения. Налог на ФОТ увеличивается в два раза, с 15 до 30%, и НДС, которого нет до 2 млрд, появляется в размере 18%. Такой резкий скачок приводит к отсутствию инвестиционной привлекательности и даже, в какие-то моменты, невозможности вообще работать для компании в таком режиме», — сказал Гончаров и добавил, что подготовлен новый отраслевой проект и предприниматели готовы развивать российские бренды так, чтобы отставать не в десять раз, а быть хотя бы на уровне с американскими конкурентами.
Встреча, как предполагает другой сооснователь сети, Виталий Свидовский, (который также был на конференции, только в режиме видеосвязи), пройдет на Масленицу, в этом году она проходит с 28 февраля по 6 марта.
Путин попросил поручить правительству проработать модель сглаженного режима роста налогов для отрасли, речь шла о конкурентных преимуществах отечественных компаний. «Будем считать, что такое поручение есть правительству. Я прошу коллег еще раз к этому вернуться и принять необходимые решения», — пообещал президент.
Локдауна не будет
Дмитрий Панов, координатор Деловой России по Северо-Западу, в свою очередь спросил президента относительно перспективы введения каких-либо ограничительных мер в связи с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией и возрастающей нагрузкой на систему здравоохранения.
Путин ответил, что локдауна не ожидается, а ограничительные меры нужно начинать снимать: у этой волны пандемии есть особенности, которые позволяют пережить ее без строгих ограничений.
«Нет у правительства таких планов – вводить какие-то дополнительные ограничения. Напротив, имея в виду особенность течения болезни, связанной с «омикроном», новым штаммом, есть предложение. По-моему, совсем недавно Татьяна Алексеевна Голикова обсуждала этот вопрос с работодателями и профсоюзами», — сказал Владимир Путин.
В ближайшее время — снимать
Есть определённые опасения и у работодателей, и у профсоюзов, потому что в одном случае работодатели хотят обеспечить себе наличие рабочих рук, а профсоюзы тоже обеспокоены тем, чтобы люди получали полноценную заработную плату. Общий вывод такой: даже ограничения для так называемых контактных лиц можно в ближайшее время снимать, чтобы дать возможность людям спокойно продолжать свою трудовую деятельность. Так что тем более никаких локдаунов не намечается, отметил президент.
АБН как раз накануне рассказывал о том, как бизнес переживает волну «омикрона» и противостоит обстоятельствам: клиенты просто исчезли, рассказали в сети салонов красоты, а невозможность детям посещать общепит ведет к тому, что общепит начинает считать, что «власти его просто добивают».
Распорядиться инвесткредитами
Предприниматели задали президенту и другие вопросы, например, об использовании механизма инвестиционного налогового вычета, который применяют уже в 62 регионах. Если говорить об общем количестве всех поддержанных проектов в стране, то оно крайне низкое, отметил глава ДР Алексей Репик. В 2020 году их было 130, за три квартала 2021 года – 186. Исключением являются Тульская область и Москва.
Путин ответил, что из пяти миллиардов, предусмотренных правительством РФ на поддержку инвестиционных кредитов, в прошлом году, только 800 миллионов было истрачено. Этого явно недостаточно, сказал президент. И предложил другой механизм: рассрочки по долгу для регионов можно было бы частично списывать, если они направляют эти средства на поддержку инвестиционной деятельности.
И обсудили конкретные примеры: как региональные власти отменяют выданные ранее разрешения на строительство, ставя под сомнения инвестиционную привлекательность регионов.
Помогать бизнесу будет Росприроднадзор
Главный государственный экологический инспектор, глава Росприроднадзора, Светлана Радинова согласилась с предложением вице-премьера Виктории Абрамченко запустить эксперимент по примеру федеральной налоговой службы, который будет заключаться в том, что изменит подход к инвестиционным проектам в регионах.
«Для нас такой прозрачный подход и клиентоцентричный подход, когда мы бизнесу будем помогать от идеи конкретного инвестиционного проекта до ввода объекта в эксплуатацию, он в приоритете. Поэтому мы готовы стать таким пилотным федеральным органом исполнительной власти из всех федеральных органов, которые занимаются контрольно-надзорной деятельностью, и по опыту Федеральной налоговой службы запустить такой эксперимент», — отметила Виктория Абрамченко.
Дорогу «зеленым» и лекарствам на доставку
26-летний Иван Демченко, глава металлургического холдинга «Новосталь-М» из Краснодарского края, предложил ввести льготы для тех предприятий, которые применяют «зеленые» технологии и следуют принципам устойчивого развития ESG.
«Мы создали более полутора тысяч новых рабочих мест, а сегодня в городе Балаково Саратовской области реализуем проект строительства нового электрометаллургического завода на три тысячи рабочих мест», — рассказал Демченко.
Обсудили также такую важную для бизнеса тему, как срок давности привлечения к уголовной ответственности по квалифицированным налоговым составам. Она составляет и сегодня 10 лет, а за этот период значительно изменилось законодательство, правила и регламенты проверки контрагентов, и срок хранения документов в соответствии с законом теперь составляет шесть лет. Президент согласился, что проблему нужно решать.
Антон Буздалин, основатель компании «Сбер Еаптека», предложил также разрешить доставку безрецептурных лекарств, это бы укрепило рынок и аптек, и российских фармпроизводителей. Предприниматель мотивировал тем, что при производстве и продаже лекарственных препаратов уже внедрена маркировка и это позволяет надеяться, что контрафакт потребителям доставлять не будут. Законопроект об этом уже согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство.