По данным аналитического центра Sokolov, в 2021 году российский ювелирный рынок достиг 301 млрд рублей, что больше значений 2020 года на 27% в денежном и на 4% в натуральном выражении. По сравнению с докризисным 2019 годом в деньгах рынок вырос на 22% и сократился на 16% по объему введенных в оборот изделий.
Аналитический центр поясняет, что продажи в денежном выражении увеличились на фоне роста стоимости украшений. Цены выросли на 22% и 45% относительно показателей 2020 и 2019 годов. Такой скачок цен обусловлен подорожанием золота на биржах.
При этом в рознице средний чек в России на ювелирные изделия вырос всего на 4% и составил 5 625 руб. Это связано с тем, что чаще стали покупать серебряные изделия, их доля в продажах достигает 75%.
В структуре выручки ритейлеров доля золотых изделий составляет 62%, из них 28% приходится на украшения с бриллиантами. Рост спроса на украшения с бриллиантами подтвердили и в алмазодобывающей компании «Алроса». По данным компании, такой рост происходит и в других странах. Например, в США, на крупнейшем рынке ювелирных украшений с бриллиантами, спрос превысил показатель 2019 года на 15–20%.
Спрос на украшения действительно вырос на 20-25%, пишут «Известия» со ссылкой Гильдию ювелиров России.
Средний чек, по данным Гильдии, вырос на 25- 27% относительно значений 2020 года и на 17% — 2019 года. Ритейлеры также подтвердили данные алмазодобытчиков, что в России растет спрос на украшения с бриллиантами. Так, компания Adamas заявила о повышении спроса на такие изделия на 20%. Связано это со стремлением граждан вложить средства в драгоценности, которые со временем могут вырасти в цене. Ажиотажный спрос на предметы роскоши в условиях инфляции — обычное дело, говорят эксперты.
Десятка по спросу
Ювелирный бренд Sokolov назвал также города, лидирующие по продажам ювелирных изделий по итогам первого полугодия 2021 года. Помимо москвичей и петербуржцев больше всех тратят на ювелирные изделия жители Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Сочи, Нижнего Новгорода, Красноярска, Казани и Воронежа.
Абсолютным лидером по продажам ювелирных изделий за первые шесть месяцев 2021 года стала Москва. Жители столицы потратили на украшения более 30 млрд рублей. На втором месте расположился Санкт-Петербург, совокупная выручка в котором превысила 9 млрд рублей. В первую пятёрку также вошли Екатеринбург, Новосибирск и Краснодар, в каждом из которых жители потратили на ювелирные изделия более 1,8 млрд рублей.
Рекордсменом по тратам на ювелирные изделия на душу населения стал Сочи – траты составили 4,9 тысячи рублей на жителя. В Москве и Краснодаре жители покупают ювелирных изделий на 2, 4 тысячи рублей на душу населения. В остальных городах топ-10 этот показатель не превышает 1,7 тысяч рублей за 6 месяцев 2021 года.
Средний чек
Самый высокий средний чек на ювелирные украшения в первом квартале 2021 года составлял 9,6 тысяч рублей – такой результат показала Москва. В остальных городах-лидерах показатели варьируются от 5 до 6,4 тысяч рублей.
Компания Sokolov постоянно проводит исследования емкости рынка и как рассказывает ее управляющий партнер Артем Соколов, его слова приведены на сайте компании, в сети уже более 220 монобрендовых магазинов общей площадью более 20 тыс. м2 в 70 городах РФ. Доля бренда на ювелирном рынке России по данным Euromonitor превышает 24.4%.
Покупателей не так много
Рост спроса на драгоценности связан с перераспределением трат, запланированных на путешествия, — люди отказывались от поездок, но у них есть необходимость потратить деньги на красивые предметы, подтвердил тренд гендиректор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
«На 25,0 % в массе поднялись за год объемы заклейменных ювелирных изделий из золота (с 40,69 тонн в 2020 г. до 50,86 тонн в 2021 г.). А вот в штуках рост заклейменных изделий из золота составил всего 5,1% (с 41,74 млн. штук до 43,86 млн. штук в 2021 г.). Исходя из того, что успехи торговли стимулируют спрос на новое производство/импорт, можно констатировать: за год число покупок ювелирных изделий увеличилось всего на 5%, а вот масса приобретаемых изделий из золота (соответственно, и стоимость) возросла на 20%, — делятся своими подсчетами в «Гильдии ювелиров России». — Разница существенная — 15%. Вывод: платежеспособный спрос возрос у определенной группы покупателей, но число платежеспособных покупателей выросло не слишком сильно».
Другим важным драйвером роста российского ювелирного рынка в 2021 году стало развитие электронной коммерции. «Мало того, что на рынок ювелирных изделий пришла молодежь, «живущая» в смартфонах и ноутбуках, и не замечающая стрит-ритейла, так еще и те, кто раньше не дружил с компьютером, оказавшись на удаленке, с компьютером познакомились», — говорят в Гильдии.
У малых — свое мнение
Небольшие ювелирные компании придерживаются другой точки зрения. «Для нас, небольшой мастерской, — говорит представитель компании Alekseev Jewelry, — заметно снизились продажи в сравнении с 2019 годом. И нет ощущения в 2021 , что они вернусь в норму как было в 2019. Но возможно, мы с заводом «Соколов» и их аналитиками живем на разных планетах.
Дмитрий Малявко, генеральный директор ООО «Гемлаб СП», которая занимается оценкой ювелирных камней, считает, что цены на ювелирную продукцию растут вместе с рынком, а ювелирку многие используют, как инвестиции. «Кто-то может позволить купить себе недвижимость, и покупает недвижимость, — рассуждает он, — а кто-то ювелирные изделия. Наибольшим спросом, конечно, пользуются бриллианты».
Другие крупные бренды на рынке ювелирных изделий страны — Adamas, «Бронницкий ювелирный завод», «Красносельский Ювелирпром», «Ювелирный завод Русские Самоцветы», «Ювелирный Завод Магнат», и другие.