Цены на косметику, краски для волос и прочие расходные материалы для индустрии красоты выросли с 24 февраля на 30-60%. Владельцы салонов и парикмахерских сообщили, как справляются с дефицитом на рынке, поднимают ли стоимость услуг, и о том, когда клиенты откажутся от профессионального ухода за ногтями и волосами.
В зависимости от страны-производителя, цены на расходные материалы взлетели в среднем на 30-50%, говорит омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты и владелица сети парикмахерских «Бигуди» Лялья Садыкова. Это касается и российских компаний – они используют импортное сырье.
Дефицит на складах уже ощутим, но бизнес надеется, что это связано с работой складов в Москве, которые могут не справляться с отгрузкой в регионы –– все-таки вся продукция в Санкт-Петербург шла из столицы, объясняет эксперт.
Выбора не будет
Дмитрий Лавров, владелец салонов Paul Mitchel подчеркивает, что неважно, откуда доставляются импортные расходники, цены на все выросли на 30-60%, но даже не в этом заключается главная проблема.
«Я начинаю искать альтернативы по тем позициям, которых уже коснулся дефицит. Это американские, немецкие, итальянские, французские бренды. –– говорит эксперт. –– программа для заказов показывает нулевые остатки на складах поставщиков. Их представители в свою очередь говорят, что из-за большого числа отгрузок поставки пришлось приостановить, но это не совсем так».
Предприниматель поясняет, что знаком с многими представителями отрасли, и никто из них не может добиться поставок продукции. Соответственно у поставщиков ее просто нет.
«На создание новых логистических цепочек по самым скромным оценкам потребуется не меньше двух-трех месяцев, – прогнозирует Дмитрий Лавров. – За это время склады будут опустошены, а мы будем не выбирать косметику, с которой работать. Будем работать, с чем предложат. Трехмесячных запасов нет ни одного дистрибьютора, все торгуют «с колес».
Надежда на стабилизацию цен на косметику, краску для волос и расходники зависят от курса валют, объясняет Лялья Садыкова. Поэтому со стабилизацией курса могут стабилизироваться и цены. Однако к их возвращение к докризисному уровню предпосылок, увы, нет.
«Ни в один кризис я не видела чтобы цены после стабилизации курса возвращали к исходным: ни в 2008 ни в 2015 годах», – отмечает омбудсмен.
Нехватка персонала и лояльные клиенты
Помимо прочих проблем, отрасль с самого начала пандемии в 2020 году страдает от дефицита кадров. Тогда Россию массово покинули трудовые мигранты, многие не вернулись. Иностранцы продолжат уезжать из-за падения рубля – с текущими показателями надеяться на обратное не приходится. Поэтому вопроса о сокращении персонала, по словам Ляльи Садыковой, в салонах красоты не стоит вовсе.
При этом рынок старается сохранить цены на услуги тогда как их себестоимость продолжает расти. Дмитрий Лавров говорит, что он и другие владельцы салонов готовы терять в прибыли, но до последнего не будут поднимать стоимость услуг соответственно росту цен на импортные товары. Если же пытаться получить с клиентов эту разницу, они уйдут в более дешевый сегмент.
«Все держатся за тех клиентов что остались и переходят на более дешевые бренды, сохраняя цены. Пока», – заключила предпринимательница.
В женских салонах на сегодня не наблюдается оттока, заметил Дмитрий Лавров. В мужском сегменте ситуация вскоре может сложиться совершенно иначе.
«Женщины перестанут следить за собой в самый последний момент, – считает предприниматель. – Они могут пожертвовать едой и одеждой. Без маникюра и причесок женщины решатся остаться, когда ситуация станет совсем плачевной».
Мужчины же в большинстве случаев легко откажутся от походов в дорогие барбершопы и предпочтут стричься в бюджетных парикмахерских, уверен собеседник АБН.
«Все переживают, спрашивают, с какими мы будем работать материалами. Но по большому счету наладить поставки – не забота клиента и персонала, это задача директоров и владельцев салонов», – заключил эксперт.