Федеральная налоговая служба (ФАС) «обратила внимание» сети «Детский мир» на недопустимость необоснованного повышения цен, в том числе в ситуации возможного увеличения спроса на товары. После этого ретейлер зафиксировал цены на некоторые предметы обуви и одежды. Гендиректор INFOLine Иван Федяков рассказал о негативных последствиях действий ФАС.
Любые вмешательства во взаимоотношения хозяйствующих субъектов со стороны административных структур чревато негативными последствиями, говорит основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков, вопрос только в том, в какой степени эти последствия проявятся.
«При этом у ФАС нет полномочий регулировать цены, – обращает внимание эксперт, – единственный документ, в котором прописана такая возможность –– это закон о регулировании цен потребительского рынка, в котором указан перечень социально значимых товаров».
Речь в законе идет о том, что если в течение 30 дней цена на товары из перечня поднялась на 30% и более, тогда регулирование цен становится возможным. Однако необходимый срок с момента роста цен еще не истек, отметил Иван Федяков, поэтому фактически действия ФАС могут быть расценены как вмешательство в деятельность коммерческой организации, на которое регулятор не имеет права.
«По сути ФАС «покошмарила» торговую сеть, – говорит собеседник АБН, – и «Детский мир» был вынужден добровольно-принудительно заморозить цены. Никаких распоряжений по этому поводу не было, иначе был бы нарушен закон».
Вероятность того, что другие ретейлеры последуют примеру «Детского мира», по словам эксперта, отсутствует. Это обусловлено тем, что заморозить цены торговая сеть пообещала именно на товары собственного производства. При этом ретейлер пошел на ухудшение своих коммерческих результатов, чтобы избежать споров с регулятором.
«Цены заморожены на товары собственного производства, – подчеркнул Иван Федяков. – У сети имелись складские запасы этого товара: ретейлеры всегда готовятся к сезону, закупают либо производят этот товар, заводят на склады, так и происходит в «Детском мире».
У других сетей такой возможности нет, как и складских запасов, объясняет эксперт. Кроме того, ретейлеры преимущественно не производят собственные торговые марки в этих категориях. Поэтому они полностью зависят от решения поставщиков, которые в свою очередь будут повышать цены, которые в дальнейшем будут транслироваться в розницу.
Решения по заморозке цен крайне негативно скажется на отрасли, убежден Иван Федяков. Действия ФАС могут ухудшить показатели ряда участников рынка, а в перспективе рост цен станет более динамичным.
«Произойдет эффект натянутой резинки, – продолжает глава INFOLine. – Административными мерами удастся на короткое время сдержать рост цен, но потом за это придется расплачиваться. По-моему, государство это понимает, а принятием решения в ЕАЭК фактически поставило крест на производстве этой продукции внутри страны».
Власти, по словам эксперта, ведут много разговоров о развитии индустриализации и импортозамещения, а также об отсутствии необходимости в западных поставщиках, в частности в секторе детских товаров. При этом Иван Федяков напоминает, что решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) был увеличен порог беспошлинного ввоза товаров электронной торговли до 1000 евро в месяц.
«То есть своим решением государство фактически заявило, – разъясняет эксперт, – что России не нужно внутреннего производства, а товары можете покупать на «алишке» (AliExpress – ред.) на тысячу евро в месяц, без необходимости платить НДС и другие налоги».
Иван Федяков напомнил, что по нынешнему курсу тысяча евро – это более ста тыс рублей, такой суммы в месяц большинству покупателей будет достаточно для удовлетворения существенной части потребностей.
«Зачем покупать в «Детском мире», когда есть AliExpress, – задается вопросом специалист. – С экранов телевизоров нам рассказывают об индустриализации и импортозамещении, однако реальные решения принимаются прямо противоположные».