Российское правительство не намерено регулировать цены на продукты и считает, что рыночные механизмы должны самостоятельно их сбалансировать. Финансовый аналитик Дмитрий Адамидов объяснил, какие именно механизмы могут стабилизировать рост цен, и в каком случае появляется опасность повторения кризиса 90-х.
Правительство РФ не планирует вводить регулирование цен на продовольствие, рыночные механизмы должны сами сбалансировать цены на рынке продовольствия, заявила 31 марта вице-премьер России Виктория Абрамченко. По ее словам, государство лишь должно предоставить условия для саморегуляции рынка.
С одной стороны существует идеология, согласно которой цены не нужно регулировать, с другой – стало очевидно, что ажиотажем и паникой покупателей воспользовались многие игроки рынка, увеличив цены на 30-40%, говорит независимый финансовый аналитик Дмитрий Адамидов.
«Начались проверки производителей сахара, которые сначала сделали невинные глаза, потом стало известно, что часть предприятий работали не совсем добросовестно», – подчеркнул финансист.
Поскольку экспорт в значительной степени приостановлен, правительство может закрывать глаза на некоторые нарушения, объясняет собеседник АБН. Это связано со сложностями, которые возникнут при условии текущей остановки экспорта и вероятности заморозки цен на продовольствие.
«В результате сбалансировать цены предлагается рынку, на котором значительную часть занимают монополисты, а сам он структурно представляет олигополию. Можно назвать компромиссом возможность подобных нарушений», – разъяснил финансист.
Аналитик выразил надежду на окончание всеобщей паники, которая в том числе влияет на спрос и рост цен, а также на то, что инфляция в годовом выражении не достигнет 100% и остановится на уровне 20-25%. По словам Дмитрия Адамидова, это обычный для россии показатель, несмотря на данные Росстата.
«В нынешних условиях вероятно правительство не станет трогать продовольственные компании, пока пик кризиса не пройдет, и не прояснится ситуация на внешних рынках», – предположил эксперт.
По словам финансиста, рост цен по некоторым категориям товаров достиг 40%. До конца года показатель может снизиться по причине затоваривания – экспорт закрыт, а он повышал цены на внутреннем рынке.
«Если инфляция будет выше 25%, это приведет к социальной напряженности, необходимость индексаций в различных сферах, – продолжает Дмитрий Адамидов, – так можно попасть в спираль, как в 90-е годы, когда инфляция разогналась, а потом очень долго снижалась».
Рост цен также в существенной степени зависит от действий Федеральной антимонопольной службы, которая, считает аналитик, может осознанно не замечать нарушений со стороны определенных организаций.
Виктория Абрамченко добавила также, что правительство «анализирует самочувствие» продуктовых производителей, чтобы при росте издержек оперативно принять необходимые меры.