В Петербурге представили макет Смольного монастыря по замыслу Растрелли

В Смольном соборе широкой публике представили реплику макета монастыря с колокольней в том виде, в котором ее изначально задумывал возвести Бартоломео Франческо Растрелли. Уникальный проект удалось реализовать при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, которым руководит Илья Козлов.

Впечатляющая модель теперь доступна всем прихожанам и гостям Северной столицы. Оригинальный макет Смольного собора был создан при Растрелли в 18 веке и сейчас хранится в Санкт-Петербургской академии художеств.

Фото: Baltphoto

Колокольня Смольного собора по проекту известного архитектора должна была стать самым высоким зданием в Петербурге высотой 168 метров. Проводимые в 2010 году раскопки позволили обнаружить фрагменты фундамента грандиозного сооружения. Но реализация проекта колокольни в задуманном Растрели виде была «заморожена» в 1756 году, а затем и вовсе остановлена на 70 лет. При этом высота колокольни собора замерла на втором уровне из пяти задуманных архитектором.

«Оригинал макета в музее Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина обладает большой исторической ценностью, поэтому доступен в основном для профессионалов. Мы же хотели, чтобы все горожане и гости города могли посмотреть на изначальный замысел Растрелли. Реплика масштабного макета выполнена максимально точно и насчитывает около 5 тысяч деталей», — рассказал АБН заместитель директора фонда Андрей Мезилев.

Архитектор, изготовитель реплики оригинального макета ансамбля Смольного монастыря Кирилл Яковлев также присутствовал на презентации, где подробно рассказал о сложностях при реализации проекта.

Фото: Baltphoto

Он обратил внимание, что непосредственно с оригинальным макетом работать было нельзя в силу его исторической и художественной ценности. Все работы нужно было проводить на расстоянии не ближе полуметра, поэтому создание реплики стало настоящим вызовом для команды архитекторов.

«Частично здания были обследованы и начерчены до нас, но подробных изображений всего комплекса по большому счету не существовало. Мы сделали более 1,5 тысяч фотографий имеющейся архитектурной модели и построенных зданий ансамбля. С помощью технологии 3D-сканирования все детали, вплоть до мельчайших элементов, были восстановлены в специальной программе и впоследствии воссозданы на автоматизированных станках», — рассказал Кирилл Яковлев.

По словам архитектора, детализация была настолько точной, что в реплике удалось воспроизвести элементы лепнины Смольного собора в миллиметровой пропорции. Над макетом трудились три постоянных мастера, два архитектора–визуализатора и ряд привлеченных сторонних специалистов, помогавших создавать математические модели и программировать ЧПУ-станки.

Фото: Baltphoto

В результате многомесячной работы группы архитекторов с 11 апреля макет Смольного собора задумки Растрелли может увидеть любой желающий. Живой интерес к нему со стороны прихожан можно было отметить уже в первый день. Настоятель Смольного собора протоиерей Петр Мухин выразил уверенность, что появление 3D–макета собора привлечёт в Смольный собор ещё больше петербуржцев и гостей города.

Впрочем, Смольный собор уже становится новой точкой притяжения в Петербурге, которому уделяется должное внимание и при составлении туристических маршрутов. Роль Фонда здесь сложно переоценить.

«Мы работаем над воссозданием иконостаса Смольного собора, утерянного в 70-х годах прошлого столетия. Это очень трудная задача, так как не сохранилось ни одной фотографии иконостаса. Недавно специалисты приступили непосредственно к монтажу металлоконструкций для создания каркаса, ведется поиск подрядчиков для создания деревянных резных конструкций. К написанию икон привлечен известный петербургский мастер Ярослав Штеренберг», — отметил Андрей Мезилев.

Как рассказали АБН, к лету в Смольном соборе может появиться точный список чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, которая имеет огромное значение в истории страны. Поддержка Фонда также позволяет продолжать большой проект в чердачном пространстве Смольного собора – там появится современное мультимедийное музейное пространство, где будут представлены скульптуры наиболее известных ангелов Петербурга, России и мира.

Пожалуй, самым грандиозным проектом Фонда может стать возведение колокольни Смольного собора по проекту Бартоломео Растрелли. Масштаб замысла известного архитектора был представлен на световом шоу в конце прошлого года. Тогда тысяча дронов, взмывшая в воздух, создала архитектурную доминанту Смольного монастыря — колокольню высотой 168 метров.

В Фонде подчеркивают, что с юридической точки зрения на сегодняшний день воссоздание колокольни не представляется возможным. Но при консенсусе со стороны горожан и прохождении всех необходимых историко-культурных экспертиз, подобный проект может получить право на жизнь.

Среди других проектов Фонда в Петербурге можно выделить воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны, воссоздание церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной и установку памятного знака в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади.

Автор: Алексей Медиков

Новости партнеров