В Госдуме предложили ввести льготы для физлиц на ввоз автомобилей из-за рубежа. Однако мера не принесет необходимого отрасли эффекта. Автоэксперт Вячеслав Жигалов направил предложения по поддержке авторынка в Минпромторг, в частности, они касаются необходимости увеличить импорт машин из Китая.
Депутат Госдумы Иван Сухарев предложил ввести льготную ставку пошлины для граждан на ввоз автомобилей из других государств. Сегодня звучит множество различных инициатив, но большинство из них невозможно обсуждать серьезно, заявил автомобильный эксперт Вячеслав Жигалов. Льготы для физлиц на ввоз автомобилей, в частности, не имеют смысла ни для населения, ни тем более для экономики, уверен специалист.
«Нам в первую очередь нужно спасти бизнес, который формировал авторынок: производства, существующие в стране, дилерские сети. Это касается и производителей комплектующих, хотя, как выясняется, никакого импортозамещения в этой области, о котором рассказывали восемь лет, в России нет, – сообщил эксперт.
Российский автопром продолжает критически зависеть от западных технологий, поэтому сейчас при уходе крупных игроков – поставщиков и производителей – отрасль разрушается. И это касается не только автопроизводителей, но и производителей комплектующих, например Bosch, подчеркнул Вячеслав Жигалов. Заменить выпадающие из цепи звенья оказалось нечем, потому что ничего подобного в России не производится.
«Разумные меры нужно вырабатывать именно в этих направлениях, а также необходимо советоваться с экспертами, а не заниматься сочинительством», – отметил автоэксперт.
По словам Вячеслава Жигалова, он направлял в Минпромторг ряд предложений по поддержке автомобильного рынка в России, однако ответа от ведомства не поступило. В частности, речь в документе шла об открытии рынка для китайского автопрома, который насчитывает порядка 40 производителей, которые огромными темпами наращивают как уровень производства, так и экспорт. В 2023 году в Россию необходимо импортировать не менее 500 тыс. машин китайского производства для розничной реализации, для сравнения, в 2021 году их было продано чуть более 100 тыс., отметил эксперт. Такая мера позволит восполнить жесткий дефицит автомобилей, который наблюдается сегодня и будет ухудшаться
«С рынка уходят Renault, остальные бренды остановили работу, несмотря на заявления о ее продолжении, это лишь декларации. Наши же чиновники к вопросу подходят формально: бренд не заявил об уходе, значит все хорошо. На самом деле это не так», – объяснил автоэксперт.
На рынке гарантийного обслуживания также сложилась сложная ситуация. Потребители не могут получить услуги по гарантийному ремонту, потому что производители не поставляют запчастей. Параллельный импорт в этой ситуации не сработает – гарантийный ремонт оплачивается производителем, только если дилер купил запчасти у него. Российские же производители пытаются выйти из этой ситуации, но процесс происходит, по словам Вячеслава Жигалова, в полуподпольном формате.
«Дилеры ввозят запчасти для гарантийного ремонта какими-то окольными путями, а производители компенсируют их затраты также не напрямую, а, например, по договорам за рекламные услуги или прочие статьи расходов, потому что официально провести оплаты они не могут», – рассказал спикер.
Китайский автопром, по мнению эксперта, способен полностью решить проблему дефицита на российском рынке. Инициативы же с «челночными» схемами ввоза машин необходимого эффекта не принесут, уверен автоэксперт.