С учетом инфляции: Дмитрий Давыдов предложил пересчитать штрафы в России

Ситуация на российских дорогах продолжает оставаться очень сложной, а количество нарушений правил дорожного движения год к году только растет. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил эффективный способ решения проблемы, который уже нашел поддержку в экспертной среде.

Штрафной рекорд

По данным Госавтоинспекции, за 2021 год на водителей было наложено 179,5 млн штрафных постановлений. Годом ранее их было почти на 10% меньше. Стоит отметить, что речь идет только о штрафах за нарушения ПДД. Показатель прошлого года оказался рекордным за всю историю современной России.

Абсолютным лидером среди нарушений стало превышение скорости – за год было выписано 124 млн постановления. Часто водители игнорировали дорожные знаки или разметку на проезжей части дорог (13,6 млн), проезжали на запрещающий сигнал светофора (5,2 млн) или неправильно парковались (2,9 млн).

Так почему же число штрафов продолжает расти, несмотря на повсеместное распространение дорожных камер и ограничения скорости движения в городах? Как полагает Дмитрий Давыдов, дело в несоразмерности правонарушения и величины штрафа.

«Как известно, любая валюта со временем обесценивается. По этой причине штрафы, как мотивация не нарушать закон, постепенно утрачивают свою силу, поскольку их значимость для населения уменьшается», — развивает свою мысль автор «20 идей».

В далеком 2002 году штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч составлял 500 рублей при уровне прожиточного минимума меньше 2 тысяч рублей. К 2021 году прожиточный минимум вырос почти в 7 раз, но при этом за превышение скорости российский автомобилист платит столько же. Более того, при оперативной оплате сумму штрафа можно еще сократить.

Фото: Управление ГИБДД по Петербургу и Ленобласти

Идея Дмитрия Давыдова

Одномоментным повышением величины штрафа проблему коренным образом решить не удастся. Экономические законы таковы, что национальная валюты обесценивается каждый год из-за инфляции в стране. В результате получается, что при росте доходов нарушители ПДД не несут никаких дополнительных издержек. Наоборот, штрафы для них с каждым годом становятся все менее значительными.

Идея Дмитрия Давыдова заключается в том, чтобы разработать специальный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию валюты. Такой подход позволит исчислять все штрафы не в рублях, как сейчас установлено КоАП, а в этом показателе.

В качестве альтернативного варианта автор «20 идей» предлагает привязать размер штрафа к прожиточному минимуму. В этом случае, по задумке, штрафы всегда будут соразмерны текущей экономической ситуации в России, а бюджет будет лучше пополняться за счет денег нарушителей.

Ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников положительно оценивает идею Дмитрия Давыдова. Эксперт соглашается с тезисом о том, что повышение штрафов в привязке к МРОТу даст определенный эффект в части увеличения бюджетных поступлений. Использование специального показателя для пересмотра штрафов собеседник АБН также называет важной дисциплинарной мерой.

«Если вы ездите как придется, то тогда платите за это больше. Возможно, вы станете чуть более аккуратными и осторожными на дорогах», — добавляет Никита Масленников.

Фото: baltphoto

Реакция госорганов

В Министерстве финансов идею дополнительно пополнять бюджет за счет нового подхода к расчету штрафов для нарушителей ПДД, по достоинству не оценили. При этом в своем ответе (есть в распоряжении АБН) они апеллируют к позициям МВД и Минюста.

В Минюсте сослались на КоАП, в котором «административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в размере, не превышающем предусмотренные данной нормой величины». В ведомстве добавляют, что специальный показатель не позволит «дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности».

Дмитрий Давыдов уверяет, что ситуация обстоит обратным образом и приводит в доказательство своей позиции ряд сильных аргументов. По его словам, девальвация валюты не позволяет воспринимать установленный 20 лет назад штраф как серьезное наказание. Кроме того, о новой классификации нарушений речи не идет, а власти продолжат самостоятельно оценивать «степень общественной вредности» того или иного правонарушения.

«Наоборот, у власти появится дополнительный рычаг – инструмент, который будет автоматически увеличивать сумму штрафа по итогам инфляции и девальвации. Если же увеличение со временем покажется слишком высоким для конкретного нарушения в переводе на рубли, то штраф всегда можно понизить», — объясняет автор «20 идей».

В МВД после изучения инициативы заявили о «неэффективности механического увеличения штрафов». Ведомство поддерживает комплексный подход к решению проблемы и «всесторонний анализ правоприменительной деятельности на территории всей РФ».

Дмитрий Давыдов также легко парирует доводы МВД, отказываясь считать свой подход «механическим увеличением штрафов». Автор «20 идей» выступает за детальный анализ экономической ситуации в стране, включая общий рост цен и платежеспособность населения. В таком подходе его поддерживают и эксперты, обращая внимание на ставшую уже нормой индексацию других показателей.

Диалог Дмитрия Давыдова с Минфином и другими профильными ведомствами положил начало важной общественной дискуссии. Нужно понимать, что реализовать инициативу, какой бы она полезной не была, невозможно без господдержки и участия властей.

Убедить Минфин и Правительство при активной поддержке общества и законодателей в данном случае представляется возможным вариантом. От улучшения ситуации на дорогах в выигрыше останутся все — и водители, и пешеходы.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров