Биржевые цены на бензин в России снизились до минимальных показателей с 2016 года. Стоимость топлива на АЗС тем временем остается практически неизменной. Вероятно, нефтяные компании и независимые АЗС максимизируют свою прибыль, это может заинтересовать ФАС.
Цены на бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ упали на полтора процента и достигли 37,2 тыс. рублей за тонну. С начала мая средняя биржевая цена составила 38,9 тыс. рублей за тонну, таким образом показатель достиг минимума за шесть лет.
Снижение цен на бирже происходит, потому что на рынке образовался переизбыток топлива, объяснил едущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Этот процесс в свою очередь обусловлен проблемой с реализацией на внешних рынках – ряд трейдеров отказались приобретать российское сырье. При этом успеть в краткие сроки переконтрактоваться и продать топливо на азиатские рынки удается не всегда, отметил эксперт.
«В итоге нефтяным компаниям остается только перенаправить нефтепродукты на внутренний рынок, – продолжает собеседник АБН. – Делают они это не только через собственные сети, но и пытаются продать через биржу. Соответственно, цены держатся на низком уровне из-за переизбытка».
Как это отразится на конечной стоимости бензина на АЗС, сказать сложно, отметил Игорь Юшков, на фоне общего роста цен. В последнем обзоре Минэкономразвития сообщил, что в годовом выражении на 13 мая инфляция составляет 17,69%.
Кроме того, возникает вопрос к Федеральной антимонопольной службе, которой, по мнению аналитика, следует следить, чтобы коррекция цен на АЗС соответствовала изменениям биржевых показателей.
«Мы не видим удешевления топлива в сбыте на АЗС. Максимум, которые сейчас наблюдается: цены существенно не растут, как это могло бы быть в соответствии с мартовской и апрельской инфляцией. Это уже позитивный момент», – подчеркнул эксперт.
Независимые АЗС и нефтяные компании могут покупать топливо на бирже по сравнительно низким ценам, разъяснил Игорь Юшков. При этом продают его по старым, относительно высоким ценам, тем самым увеличивая собственную прибыль.
«Они максимизируют прибыль, здесь антимонопольщикам нужно включаться и проводить проверки, – добавил аналитик, – действительно ли уровень цен на бензин на АЗС обоснован, либо их можно снизить, уменьшив высокую рентабельность компаний, которые реализуют топливо».
Также эксперт добавил, что в сложившейся экономической ситуации ФАС следует занять одно из центральных мест, проверять уровень цен и конкуренцию не только в топливном секторе, но и в остальных отраслях.