Москва. IKEA объявила о решении окончательно уйти с российского рынка и закрыть все магазины. Известно, что сотрудников сократят, а фабрики и производственные активы в РФ продадут новому собственнику, потенциальным покупателем называют отечественную сеть Hoff. Однако оборота российской компании для этого не хватит, а закрытие IKEA отбросит рынок на десятилетия назад.
Фото: INGKA Group
Hoff не сможет выступить покупателем российского бизнеса IKEA из за масштабов компаний, объяснил генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Выручка ООО «Икеа Дом», которое управляет магазинами шведской сети в России, за 2021 год превысила 157 млрд рублей, а оборот Hoff – порядка 50 млрд рублей. Кроме того, в последнее время российская сеть развивалась достаточно агрессивно.
«Hoff пытался быть второй сетью после IKEA и активно вкладывался в открытие новых магазинов, поэтому кредитная нагрузка у компании сегодня достигла высокого уровня, – отметил эксперт. – Увеличение финансовой нагрузки в нынешних условиях неопределенности было бы сопряжено со значительными рисками».
Тем временем показатели по продажам мебели в России упали по сравнению с 2021 годом не менее чем на 30%, сообщил аналитик. Тенденция связана, в том числе, со снижением числа сделок на рынках жилой первичной и вторичной недвижимости в 3-5 раз. А именно покупка квартир населением во многом фундаментально формировали спрос на обновление мебели.
«Заставить россиянина, который живет в своей квартире, заменить диван может разве что трагическое событие, например, когда залили соседи, – разъяснил эксперт, – во всех остальных случаях диван будет передаваться по наследству».
Потенциального покупателя на активы IKEA на фоне снижения рынка мебели в России на сегодняшний день нет, считает Иван Федяков. Для шведской компании было бы гораздо более перспективно, по мнению аналитика, продать все активы одним лотом. Речь идет о производственной, торговой части бизнеса и, возможно, даже о бренде.
«Понятно, что бизнес имел синергетический эффект и в случае передачи его целиком имел бы добавочную стоимость. – отметил спикер. – Но за время с момента закрытия магазинов IKEA не смогла найти интересантов, началась процедура продажи по частям».
В первую очередь стартовала продажа производственных предприятий компании, констатировал Иван Федяков, вскоре процесс затронет и торговые объекты: IKEA больше ничего не удерживает в России. Напротив, существует ряд факторов, способствующих окончательному уходу сети. Но продать торговые помещения будет еще сложнее, считает эксперт.
«IKEA была вынуждена строить магазины под себя, поэтому они были созданы с определенной спецификой, и продать их теперь будет практически невозможно», – убежден глава INFOLine.
Если бы экономическая ситуация была нормальной, покупкой российского бизнеса компании мог бы заинтересоваться крупный профильный игрок, а также пришедший из смежных секторов, например, DIY-ретейла, предположил аналитик. Однако тот же Leroy Merlin также может в скором времени покинуть российский рынок, в дополнительных инвестициях сеть не заинтересована. Отечественных DIY-компаний, которые смогли бы «переварить» IKEA, нет и не ожидается в обозримом будущем.
«”Максидом” до сих пор переваривает 17 гипермаркетов британской Castorama. – напомнил собеседник АБН. – Заявление IKEA о продаже активов стало вынужденной мерой по уходу из РФ в условиях невозможности продажи бизнеса целиком, для компании это худший сценарий из возможных».
Окончательный уход IKEA из России отбросит рынок на несколько лет или десятилетий назад, убежден Иван Федяков. Уникальный подход к ведению бизнеса формировал культуру потребления этой продукции, ни один другой ретейлер не мог так же вдохновлять на приобретение своей продукции.
«Без подхода, характерного для IKEA, с ее экспозициями, акциями «Ночь в IKEA» и другими, продавать российским игрокам, которые остаются на рынке, будет сложнее, – прогнозирует аналитик. – Это касается и матрасов, и постельного белья, которое полностью производилось в России. Например здесь
https://welcome-sleep.ru/ . Теперь из-за утраты уникального подхода к продажам, их уровень значительно снизится».
Накануне стало известно, что покупкой мебельных фабрик IKEA в России заинтересовалась АФК «Система», однако переговоров с компанией пока не ведется.
С начала 2022 года выпуск мебели в России сократился на 3%, а продажи по итогам года могут упасть на 50%. Это худшая динамика с начала века. Цены на мебель в среднем по рынку выросли на 12,5%, что меньше потребительской инфляции. Но продукция локальных игроков подорожает минимум на 30%.