Москва. Систему регулирования табачного рынка в России хотят изменить по аналогии с контролем за алкогольным рынком, предложение в правительство внес Минфин. Однако рынки сильно отличаются друг от друга, сообщил глава Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Вадим Желнин. Эксперт рассказал о различиях, и сообщил, как новый контроль изменит цены на табачную продукцию в России.
Фото: pexels
Минфин внес предложение в правительство, речь в котором идет о введении регулирования оборота и производства табачной продукции в России по аналогии с контролем за алкогольным рынком. Ведомство отметило, что разрозненность в регулировании двух указанных отраслей становятся причиной отсутствия скоординированных решений, что в итоге приводит к увеличению нелегального производства и оборота табака и никотинсодержащей продукции.
Стремление регулировать оба рынка одним ведомством возникает в России не впервые, заметил генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Вадим Желнин. Однако, по словам эксперта, сферы оборота и производства алкогольных напитков и табачной продукции имеют значительное число отличий в своем устройстве.
«Например, на алкогольном рынке у нас существует несколько десятков производителей, хотя бы один присутствует в каждом регионе, если речь идет прежде всего о водочной продукции», – разъяснил эксперт.
Именно из-за большого числа производителей, которые в большинстве своем являются отечественными, без иностранного участия, и которые в начале своей деятельности были связаны с криминальным миром, рынок существовал в полулегальном поле, сообщил собеседник АБН. Речь идет об уклонении компаний от уплаты налогов, нарушений норм, которые должны соблюдаться на производствах.
«Все мы знаем истории об отравлении алкоголем, причем не просто некачественным по определенным критериям, а представляющим реальную опасность для здоровья и жизни потребителя», – напомнил Вадим Желнин.
На табачном рынке подобных случаев замечено не было, отметил глава ассоциации. Более того, с начала 2000-х годов в России число производителей табачной продукции достигало около десятка. Основную роль на рынке при этом играли международные компании с высокой культурой производства, ведения бизнеса, а собираемость табачных акцизов всегда находилась на уровне 98-99%, сообщил спикер.
«Рынки – разные и проблемы на них – разные, схожесть заключается в том, что выпускаемые продукты являются подакцизными, – продолжил Вадим Желнин. – Но у нас и бензин получает акцизы, но никому же не приходит в голову водку, бензин и табак регулировать по одной схеме».
Предложение Минфина по изменению регулирования табачного рынка эксперт охарактеризовал как «бюрократические игры». По мнению специалиста, ведомство стремится получить под свой контроль большее число секторов рынка.
Даже если законопроект примут, значительных изменений в производстве табачной продукции в России не произойдет, считает специалист. Потребитель с большой долей вероятностью этих изменений не заметит вовсе.
«Цены прежде всего определяются акцизами, поэтому стоимость продукта в рознице останется на прежнем уровне, этот показатель определяется другими факторами», – прогнозирует Вадим Желин.
Если говорить о рисках внедрения новых систем маркировок, то реализация такого сценария, по словам эксперта, находится только на начальном уровне. Однако на определенной стадии введение подобных механизмов регулирования может парализовать рынок, и в частности, производства.
Минфин понимает, что стоимость акцизных марок на табачную продукцию в России достаточно высока, уверен гендиректор ассоциации. Именно по этой причине в стране активно развивается нелегальный сектор рынка.
«С другой стороны, на Минфин оказывается давление по части сборов налогов в бюджет. Но ведомство понимает, что более высокий налог приведет к уменьшению объемов сборов», – резюмировал Вадим Желнин.
Напомним, с 2019 года табачная продукция подлежит маркировке средствами идентификации ЦРПТ «Честный знак». Объем выявленной нелегальной табачной продукции на территории России в 2021 году втрое превысил показатели прошлого года.