Республика Саха. Сейчас длительность логистических циклов в некоторых районах Якутии достигает трёх лет, что увеличивает расходы.

сгенерировано нейросетью Кандинский
Власти Якутии намерены снизить затраты на северный завоз за счёт внедрения беспилотных летательных аппаратов и вездеходной техники-амфибий. Об этом заявил первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев на IX Международном арктическом саммите «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов», на его слова ссылается РЖД Партнер.
По словам Неустроева, длительность логистических циклов в некоторых районах Якутии достигает трёх лет, что увеличивает расходы на хранение грузов на промежуточных складах. Для оптимизации процесса в 2025 году планируется запуск научно-исследовательских работ по применению беспилотных транспортных средств и амфибийной техники в арктических условиях.
«Мы считаем, что создание новой транспортной инфраструктуры с продленным или круглогодичным действием снизит стоимость доставки грузов в северные и арктические районы», — отметил замминистра. Использование вездеходов-амфибий поможет упростить маршруты, минимизируя затраты на складское хранение и финансирование длительных перевозок. Также регион заинтересован в беспилотниках средней грузоподъёмности для доставки продовольствия массой свыше 300 килограмм в удалённые населённые пункты.
Сейчас северный завоз в Якутии осуществляется с использованием водного транспорта, автозимников и малой авиации. Основным оператором выступает Арктическая торгово-логистическая компания, которая в летний период использует флот из пяти судов, а в межсезонье и зимой — авиацию и грузовые автомобили.
Развитию логистики мешают ограниченная судоходность рек, небольшие объёмы грузов — 40–45 тысяч тонн — и отсутствие круглогодичных автодорог. Власти рассчитывают на усиление роли Северного морского пути, но подчёркивают необходимость координации между региональными перевозчиками и морскими операторами.
Внедрение автономной и высокопроходимой техники, по мнению региональных властей, станет ключевым шагом в модернизации северного завоза и может быть масштабировано на другие арктические регионы России.