Официальная статистика показывает впечатляющий результат: инфляция в России за год составила 5,59%. Но эта цифра отражает лишь декабрьское замедление роста цен. Экономист Дмитрий Прокофьев рассказал АБН24, почему за этими показателями скрывается более сложная экономическая реальность.
Фото: freepik.com
Достичь таких показателей властям удалось благодаря комплексу мер, отметил эксперт. Главными стали не рыночные, а командно-административные методы. Правительство напрямую договорилось с крупными заводами, сельхозхолдингами не поднимать, а даже немного снизить свои отпускные цены к концу года. В результате цены у производителей к декабрю снизились на 2–3%.
«Представьте, что цены — это машина, которая едет в гору. Общая высота подъема за год (8,7%) показывает реальный рост цен, а финальная скорость движения (5,59%) — лишь замедление в конце пути», — привел пример экономист.
Важную роль сыграло ограничение роста тарифов на грузоперевозки и топливо. ЦБ поддерживал высокие процентные ставки, что сдерживало потребительский спрос. Ключевым фактором успеха стала слаженная работа правительства и Центробанка.
«Раньше часто бывало так: правительство тратит деньги на госпрограммы, разгоняя инфляцию, а Центробанк в отчет резко повышает ставки, замедляя всю экономику. Получался конфликт. В 2025 году они, судя по всему, сработали как часовой механизм», — отметил эксперт.
По мнению собеседника, последствия такого подхода неоднозначны. Для государства — успешный отчетный показатель. Для населения — реальное подорожание товаров и услуг на 9% при меньшем росте зарплат. Для бизнеса — необходимость сдерживать цены, что негативно влияет на развитие
Экономист подчеркнул, что 5,59% можно назвать комфортной инфляцией, но только для отчетов. Для экономики и людей картина сложнее и существует риск того, что инфляция может снова вырасти. Оптимальный уровень инфляции в нынешней модели управления, по мнению эксперта, составляет 7–9% в год с административным снижением до 5–6% к концу года.
