На фоне вступления в силу эмбарго и ценового потолка на российскую нефть экспорт сырья РФ обвалился в два раза. Объем перевозок снизился во всех портах России, в том числе в дальневосточном по причине дефицита там танкеров. По мнению аналитиков, пока рано делать выводы, так как присутствует неопределенность. Но ясно одно: рынки встали на паузу, чтобы избежать рисков. Об этом сообщается на сайте издания «Московский комсомолец».
Уточняется, что поставки российской нефти снизились на 54% на фоне вступления в силу санкций Евросоюза. Отчасти такая тенденция обусловлена техническими работами на нефтяном терминале в порту Приморск на Балтийском море. Кроме того, в Находке на Дальнем Востоке на прошлой неделе загрузились только два танкера, хотя в последние три месяца было по восемь в неделю.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, прошло мало времени, чтобы говорить о долгосрочных последствиях санкций. Но некоторый их эффект уже есть. С одной стороны, снижение экспорта нефти вызвано ремонтными работами в порту Приморск на Балтийском море. Однако, с другой стороны, объемы отгрузок в дальневосточных портах сократились из-за введения лимита на стоимость российской нефти.
Эксперт уверен, что эффект от ограничений будет только увеличиваться, а переломить его можно только путем предоставления больших скидок покупателям. И даже если уровень экспорта останется на прежнем уровне, доходы от продажи нефти существенно снизятся. Так как есть разница: торговать сырьем по 60 долларов за баррель или по 40 долларов за баррель.
Тем более, что с 2023 года значительно повышена налоговая нагрузка на сектор в части НДПИ. Следовательно, РФ не избежать увеличения дефицита бюджета до 5 триллионов рублей, в то время как правительство планировало удержать данный показатель в пределах 2,9 триллионов рублей. В то же время добыча нефти в 2023 году может снизиться на 1-1,5 миллионов баррелей в сутки (от текущего уровня в 10 миллионов баррелей).
Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман в свою очередь обратил внимание на то, что статистка по экспорту нефти за одну неделю является недостаточно показательной. Ведь существуют краткосрочные обстоятельства, обусловленные сроком планированием морских перевозок, ремонтными работами и погодными условиями. Кроме того, на фоне санкций некоторые перевозки могут осуществляться полулегально. В любом случае РФ потребуется время, чтобы дополнительно привлечь покупателей, перевозчиков и страховщиков.
В целом эксперты спрогнозировали сокращение объемов экспорта на 20%-25%. При этом покупатели продолжат требовать большие скидки. Между тем доставлять нефть в страны Азии дороже, чем в Европу. Гойхман считает, что оценить масштабы потерь можно будет только через несколько месяцев, ведь 5 февраля вступит в сиду эмбарго на морские поставки российских нефтепродуктов.
Эксперт Центра политических технологий Никита Масленников отметил, что резкое сокращение объемов экспорта обусловлено неопределенностью переходного периода. На фоне санкций страховщики перестали страховать российские танкеры, а потребители — покупать нефть РФ. Рынки встали на паузу, так как не понимают, как доставлять российской сырье, и сколько оно будет стоить.