Закрыть

«Ъ»: Чем для России так и не стал Китай

На фоне западных санкций и потери европейских рынков Китай оказался основным и зачастую безальтернативным торговым партнёром России. Но после всплеска взаимной торговли 2023 года может начаться стагнация. Об этом сообщается на сайте издания «Коммерсантъ».

1

Фото: pxhere

По итогам 2023 года товарооборот между РФ и КНР увеличится почти в два раза и превысит 200 млрд долларов. В результате Москва станет 6-м по величине рынком для Китая. При этом основным преимуществом КНР перед всеми другими доступными для России торговыми партнёрами, включая Индию, оказалась удивительно сбалансированная структура экспорта-импорта. В 2023 году РФ поставила в Китай товаров и сырья на сумму 110 млрд долларов при импорте в 100 млрд долларов, что обеспечило комфортные взаиморасчеты в рублях и юанях.

Но потенциал российского экспорта в Китай ограничен. Чтобы наращивать его, требуется подписать новые контракты, но Пекин не торопится с этим. Например, затянулся вопрос реализации проекта «Сила Сибири-2». Китай понимает, что «Газпром» заинтересован в рынке сбыта своего газа, а у КНР есть альтернативные варианты поставок СПГ, поэтому Пекин старается заключить контракт на наиболее выгодных для себя условиях.

В то же время увеличение импорта китайской продукции начинает противоречить интересам российских предприятий. Тем более, что некоторые критические позиции в Китае всё равное не приобрести.

Некоторые отечественные отрасли уже начали бить тревогу и просят ограничить поставки из КНР. Например, в железнодорожном машиностроении вся система сертификации настроена для защиты российского рынка. Нельзя в Китае просто купить единицу подвижного состава и ввезти в Россию. Если не контролировать импорт китайской продукции, то может повториться ситуация 90-х годов, когда рынок заполонили товары из КНР сомнительного качества, а отечественные предприятия работали вполовину мощности.

Решением здесь может стать более высокая степень интеграции и создания совместных предприятий с китайскими компаниями. Однако на практике бизнес КНР не стремится идти по этому пути.

Автор: Ольга Зуева

Новости партнеров