ФАС России предлагает ввести запрет на резкое повышение цен крупными компаниями на 30%, если такое повышение нельзя объяснить экономическими факторами.
Фото: pxhere.com
Это предложение является мягкой мерой, которая предупреждает ретейлеров о необходимости исключить спекулятивную составляющую из процесса ценообразования.
По словам доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Плеханова Елены Воронковой рост цен на 30% в течение двух месяцев является существенной нагрузкой для населения, особенно если это касается широкого ассортимента товаров, входящих в потребительскую корзину.
Регулирование цен — нормальная практика по всему миру, но это должно быть гармонизировано с экономической ситуацией, потребительскими настроениями и состоянием конкурентной среды. Введение ценовых ограничений без должного уровня конкуренции может привести к дефициту товаров и нарушениям производственно-торговых цепочек.
Воронкова отмечает, что продажи крупнейших российских ретейлеров составляют около трети рынка после ухода ряда иностранных компаний из России, что позволяет им формировать ценовые тренды, передает РИАМО.
Она объясняет, что необоснованное повышение цен — это такое повышение, которое превышает фактический рост затрат и приводит к получению сверхприбыли. Основными факторами увеличения цен для российских ретейлеров являются снижение покупательной способности населения из-за снижения реальных доходов и рост закупочных цен.
Эксперт подчеркивает, что ретейлеры должны учитывать неустойчивость потребительского поведения при планировании цен, а не перекладывать рост издержек на потребителей. Она предлагает активнее регулировать цены крупнейших монополистов на оптовом уровне и использовать неценовые механизмы адресной социальной помощи для поддержки населения.