Девелоперы при строительстве офисных центров уделяют большое внимание организации парковки. Как считают опрошенные АБН эксперты, наличие паркинга рядом с коммерческим объектом или внутри него значительно влияет не только на посещаемость объекта, но и на ставку аренды.
Фото: Pixabay
По данным «Авито Недвижимости» на февраль 2023 года, парковки есть у 93% коммерческих объектов по всей России. Подавляющее большинство из них (92%) находится на улице, и только 8% – в здании. Ситуация несколько иная только в Москве, где парковка внутри зданий встречается в два раза чаще.
Эксперты рынка коммерческой недвижимости называют наличие парковки одним из способов привлечь новых арендаторов. В частности, ее обустройство позволяет серьезно увеличить привлекательность бизнес-центра, а дополнительные траты для девелоперов уже спустя несколько лет выглядят хорошей инвестиций.
Окупаемость инвестиций в паркинги возле объекта коммерческой недвижимости могут составлять от полугода до нескольких лет. Многое зависит здесь как от расположения объекта, так и от самого паркинга — открытый он или многоуровневый. При этом девелоперу еще на уровне проектирования будущего объекта предстоит ответить на важный для себя вопрос – как найти оптимальный баланс между инвестициями в инфраструктуру проекта и желаемой доходностью.
«Наличие парковки рядом с коммерческим объектом или внутри него очень значительно влияет на посещаемость объекта. В первую очередь это удобно, а значит трафик посетителей выше. Множество факторов влияют на ставку аренды, на посещаемость, но при прочих равных, в 99 случаях из 100, рентабельность коммерческих объектов с парковкой выше, чем у аналогичных объектов без нее. Кроме того, если парковка неземная, то её часть можно сдавать под фудтраки и временные точки торговли, что формирует дополнительный арендный поток для собственника», — объясняет АБН вице-президент Becar Asset Management Катерина Соболева.
Гендиректор некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов соглашается с мнением о том, что наличие парковки является конкурентным преимуществом при продаже или сдаче в аренду коммерческого помещения.
«Без сомнения, каждый арендатор или покупатель при работе с бизнес-центрами смотрит на наличие парковки. Ее наличие, конечно, сказывается на прибыльности коммерческой недвижимости и бизнесов, которые расположены в ней», — отметил собеседник АБН.
Специалисты платформы «Авито Недвижимость» проанализировали ситуацию в российских городах с парковками возле ТЦ, офисов, бизнес-центров, складов и других коммерческих помещений. Как говорится в исследовании, обычно стоянки в городах-миллионниках расположены на улице.
Лидером по количеству парковок при офисных зданиях стала Москва. В столице они занимают больше половины от всего количества парковочных мест. Две трети из них находятся на улице, а треть – в здании. В тройке также оказались Екатеринбург и Нижний Новгород.
Городом с наименьшим числом коммерческой недвижимости с машиноместами в здании стал Красноярск. Немногим лучше инфраструктура для водителей-посетителей коммерческой недвижимости развита в Волгограде, Уфе и Самаре.
Специалисты «Авито Недвижимости» называют наличие парковочного места «полноценным конкурентным преимуществом при продаже или сдаче в аренду коммерческого помещения».
«Особенно парковки важны в крупных городах, которые плотно заселены. На одну машину в среднем требуется до 10 кв. м., чтобы комфортно маневрировать в ограниченном пространстве. Поэтому строительство парковок, особенно подземных и многоуровневых, важно для эффективного использования городского пространства. Отсутствие достаточного количества машиномест часто приводит к занятию мест в неположенном месте: на газонах, в жилых дворах и на парковках соседних организаций», – отмечает руководитель категории коммерческой недвижимости на Авито Олег Изотов.
В свою очередь член Российской гильдии риэлторов, эксперт рынка недвижимости Константин Барсуков считает, что для арендаторов важнее не столько наличие парковки, сколько расположение объекта. По его словам, ценность парковки зависит от местоположения бизнес-центра.
Например, в центре городе обычно парковочных мест мало, а транспортное движение активное. В этом случае, как считает собеседник АБН, парковка далеко не обязательный элемент объекта. Но при этом она все равно остается востребованной.
«Если бизнес-центр на отшибе, то без парковки никуда. Очень важно и направление бизнеса. Продуктовый магазин у дома легко обойдется без парковки, но гипермаркет вдали от транспортных путей уже не выживет без парковки», — объясняет эксперт.
Эксперты сходятся во мнении, что при прочих равных паркинг окупится в любом случае. Именно поэтому дальновидные девелоперы при выводе новых объектов на рынок почти всегда предусматривают паркинг.