Тяжелые времена заставляют людей пересматривать свои привычки и потребительские приоритеты. Однако экономить на всем россияне оказались не готовы даже в условиях кризиса. О том, как в 2024 году изменилось поведение потребителей, специально для АБН24 рассказала старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Галина Платунина.
Фото: pxhere.com
Не заметить вездесущий рост цен было невозможно – инфляция сильно повлияла на структуру трат российских домохозяйств и экономику страны в целом. Однако, по словам эксперта, на потребительском поведении граждан отразилось не только удорожание всего и вся, но и фундаментальные сдвиги в приоритетах россиян. Люди активно пересматривают свои траты, одни статьи расходов сокращают, другие – наоборот, увеличивают.
В целом доля россиян, планирующих свои покупки и внимательно изучающих соотношение цена-качество, за последний год выросла на 12% – пошли на пользу уроки прошлых кризисов. При этом, по словам эксперта, есть сферы, на которых потребители все чаще предпочитают не экономить – это образование и здравоохранение. Такие вложения, по мнению Платуниной, воспринимаются сегодня как инвестиции в собственное будущее и благополучие.
«С каждым годом растет спрос на качественное образование и дополнительные образовательные программы, что отражается на расходах населения. Родители все чаще инвестируют в образование своих детей, стремясь обеспечить им успешное будущее и конкурентные навыки на рынке труда. На здоровье тоже экономить не принято. Помимо оплаты медицинских услуг, лекарств и диагностических процедур, россияне часто тратятся на спортзалы, фитнес-клубы, витаминные комплексы и другие средства для поддержания здоровья», – отметила Галина Платунина.
Однако в условиях экономической нестабильности чем-то все равно приходится жертвовать. Это, согласно последним исследованиям, россиянам дается не так просто. Чаще всего ограничения касаются дорогостоящих и необязательных трат. Например, на поездках за границу экономить собирается почти четверть граждан, еще более 20% респондентов готовы отказаться от покупок предметов роскоши. По словам эксперта, россияне не смогут полностью отказаться от тех трат, что способны дарить радость и положительные эмоции.
«Независимо от уровня дохода, каждый человек стремится обеспечить себе некоторый уровень комфорта и удовольствия, поэтому расходы на личные потребности и развлечения остаются значимыми для большинства россиян», –пояснила эксперт.
Экономить на досуге, походах в кафе и развлечениях готовы всего около 10% опрошенных. Единственная статья необязательных расходов, которую россияне не планируют сокращать, – это затраты на домашних питомцев.