Закрыть

Батарейки сели: что происходит с продажами электромобилей в России

Российский рынок электромобилей сдает обороты – после рекордных продаж спрос заметно снизился. Прежние темпы не помог вернуть даже сезонный ажиотаж: уже на протяжении трех месяцев подряд оборот остается ниже прошлогодних показателей. О том, как развивается электротранспорт в России, АБН24 рассказал руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

1

Фото: © freepik.com

За сентябрь в России было продано 1,27 тыс. электромобилей. Это на 28% меньше, чем годом ранее. Не лучше были и показатели за два предыдущих месяца. Сдерживающим фактором для спроса на «электрички», по словам эксперта, стали введенные в апреле изменения в таможенном регулировании. Новые правила обязали импортеров доплачивать разницу в пошлинах, НДС и акцизах при ввозе электрокаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где для таких автомобилей действуют льготные режимы.

«У нас рынок новых электромобилей снижается уже 3 месяца. В июле, августе и сентябре прошлого года были достаточно высокие продажи электромобилей. В этом году они пониже, и основная причина в том, что с 1 апреля получение паспорта транспортного средства для электромобилей и гибридов, не прошедших таможенное оформление непосредственно в России, стало невозможным. Если раньше ввозимые электромобили можно было растамаживать и в странах ЕАЭС, то сейчас только в России. Объемы ввоза электромобилей снизились, и, как следствие, объемы их продаж тоже», – пояснил Азат Тимерханов.

Более успешным для рынка оказалось начало 2024 года: за март в России продали 2,5 тыс. машин, из которых половину составили китайские «электрички». В апреле результаты были чуть ниже – 2,2 тыс. штук. Однако после всплеска три месяца подряд продажи оставались на уровне около 1,1 тыс. машин.

Благодаря удачному старту, несмотря на текущее падение спроса, к концу сентября в России удалось продать почти 14 тысяч электромобилей. Показатель практически достиг уровня за весь прошлый год (14 089 шт.). По оценке Тимерханова, это довольно серьезные для нашей страны объемы. О массовом использовании электромобилей в России говорить пока рано, потому что покупка и владение таким транспортом остается дороже, чем использование автомобиля с ДВС.

«Электромобили стоят дорого. И это все-таки больше удел людей, которые имеют солидные финансовые средства. Зачастую электромобиль покупают как вторую или даже третью машину, то есть не как основной транспорт по большей части. Как правило, выбирают дорогие модели, например, того же китайского производства. По параллельному импорту какие-то марки покупают. Среди тех, кто официально продает электромобили в России, тоже достаточно широкая линейка, но даже самый дешевый автомобиль среди них будет стоить больше 2,8 млн рублей. То есть электромобили в любом случае дороже обычных машин. Не только у нас в стране, но и в Европе», – отметил эксперт.

Рынок новых электромобилей в России демонстрирует стабильный рост на протяжении последних нескольких лет. В 2018 году было реализовано всего 144 электромобиля, а уже в 2023 продажи превысили 14 тыс. единиц. За пять лет объем рынка увеличился в сто раз.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров