Россиян ждут изменения в квитанциях ЖКХ – без согласия собственников в них не будут появляться дополнительные платные услуги. Законопроект уже одобрила правительственная комиссия. Какие недостатки есть у этой инициативы и поможет ли она россиянам, специально для АБН24 рассказала заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
Фото: АБН24
Правительственная комиссия на последнем заседании одобрила законопроект, который запретит включение в квитанции на оплату коммунальных услуг дополнительных услуг без предварительного получения согласия собственников квартир. В частности, речь идет о тратах на работу консьержа и кабельное телевидение. Инициатором законопроекта стал Роспотребнадзор.
Согласно новым правилам, управляющие компании должны будут предлагать собственникам квартир подписать соглашение на предоставление дополнительных услуг, прежде чем они будут внесены в квитанцию на оплату. Однако радоваться собственникам пока рано – по словам эксперта, подобные запреты уже содержатся в Жилищном кодексе.
«Все услуги, относящиеся к содержанию общего имущества, не говоря о дополнительных, которые получают отдельные собственники, в том числе услуга кабельной связи, в отличие от антенны, — это персональная услуга. По этому поводу недавно, кстати, было вынесено решение Конституционного суда – там было четко сказано, что персональная услуга оказывается только на основании договора. А все остальные, в том числе консьерж, касаются содержания общего имущества и должны приниматься собственниками на общем собрании. Если собственники такое решение не приняли, то за них это делает муниципалитет», – пояснила Светлана Разворотнева.
Авторы инициативы ссылаются на то, что потребители зачастую не могут самостоятельно решать, за какие конкретные услуги они хотят платить, и у них практически нет возможности выбора исполнителей услуг. Изменения хотят внести в закон «О защите прав потребителей». Как отметила Разворотнева, проблемы с оплатой ЖКУ у жильцов действительно возникают часто. Однако дело, по ее словам, не в отсутствии правовых норм, а в их исполнении.
«У нас очень четко все прописано. Причем, даже если увеличивается цена, управляющая компания должна выйти к собственникам, объяснить, почему так. Но все это не выполняется и не проверяется. Роспотребнадзору следовало бы подумать о принятии такого закона, который бы заставил уже существующие нормы работать – это было бы гораздо полезнее. Например, снять запреты с проверок надзорных ведомств, чтобы обращения граждан получали достаточную реакцию», – отметила эксперт.
Законопроект пока не представлен на рассмотрение в Государственную Думу. Однако в случае принятия норма вступит в силу 1 сентября 2025 года.