За 10 месяцев 2024 года показатели снизились на 5,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фото: unsplash.com
Согласно данным Росстата за 10 месяцев 2024 года, общий грузооборот транспорта в России составил 4602,4 миллиардов т-км, что на 0,1% ниже показателя прошлого года. Об этом говорится в докладе ведомства под названием «Социально-экономическое положение России».
Железнодорожный транспорт показал снижение на 5,6 процентов, то есть, на 2087,9 миллиардов т-км), в то время как морской транспорт продемонстрировал значительный рост — на 38,4 процента, это 63 миллиарда т-км. Положительная динамика также наблюдается в автомобильном (+5,9%, 320,8 миллиарда т-км), внутреннем водном (+0,9%, 52,5 миллиарда т-км), воздушном (+10,8%, 1,5 миллиарда т-км) и трубопроводном (+4,1%, 2076,8 миллиарда т-км) транспорте.
Данные за октябрь 2024 года демонстрируют иную картину: грузооборот морского транспорта снизился на 34,5 процентов, а железнодорожный — на 8,6 процентов. Одновременно с этим на 4,5 процентов выросли авто перевозки. По сравнению с сентябрем 2024 года все основные виды транспорта показали прирост грузооборота, в том числе и железнодорожный — он вырос на 2,2 процента и составил 203,7 миллиардов т-км.
Основные причины падения железнодорожных погрузок — снижение мировых цен на уголь, падение экспорта нефтепродуктов и загруженность Восточного полигона. наиболее значительное влияние на такие результата РЖД оказывает снижение перевозок каменного угля, так как именно это сырье занимает чуть менее 30% в общей погрузке. А цены на энергетический уголь, на который приходится 85% российского угольного экспорта, еще в марте упали до минимума с 2021 года.
Что касается экспорта нефтепродуктов, то в том же марте производство бензина сократилось на 3,5% по сравнению с февралем и на 7,9% к марту 2023 года.
Ранее в РЖД отчитались, что потери погрузки стройгрузов на юге связаны с окончанием строительства участков трассы М-12 и обходов крупных городов — Анапы, Волгограда, Грозного, Краснодара, Саратова и других. Соответственно, это привело к загрузке Восточного полигона.
«Негативное влияние на объемы погрузки массовых грузов оказывал ряд факторов, среди которых внеплановые ремонты на предприятиях-грузоотправителях, введение правительством ограничений на экспорт нефтепродуктов, сохранявшийся в апреле невысокий спрос на перевозки угля в порты Юга, а также сокращение предъявления строительных материалов на фоне завершения крупных инфраструктурных проектов», — пояснили в РЖД.
Однако Олег Белозеров из РЖД заявлял, что к 2030 году все наладится, и у компании будет прирост грузоперевозок на 2% каждый год.