Закрыть

На грани платежеспособности: почему россиянам станет сложнее купить машину

Автомобиль уже стал предметом роскоши для россиян, а покупка новой машины будет еще труднее. Что привело к этому обстоятельству и как будут меняться цены в будущем, АБН24 рассказал главный редактор автомобильного издания Quto Максим Ракитин.

1

Фото: unsplash.com

Средняя цена нового легкового автомобиля в России в 2024 году превысила 3 млн рублей. За десять лет стоимость увеличилась более чем в 3 раза. Для сравнения, в 2014 году аналогичная покупка обходилась в 1 млн рублей. Негативное влияние на цены оказали девальвация рубля, повышение ставок утилизационного сбора, рост расходов на логистику, а также инфляция как в России, так и в мире. Кроме того, ситуация на рынке усугубилась дефицитом новых автомобилей в период пандемии и уходом международных брендов из страны. Все эти факторы, по словам эксперта, значительно снизили доступность автомобиля для россиян.

«В следующем году введут новый утилизационный сбор, и его увеличение до 2030 года не внушает оптимизма. Уже сейчас автомобиль для многих из нас стал настоящей роскошью. Кредиты теперь очень дорогие, и купить машину под залог практически невозможно. Средняя цена нового автомобиля уже достигает 3 млн рублей – это действительно большие деньги. Сейчас для многих из нас такая покупка соизмерима с покупкой квартиры», – отметил Максим Ракитин.

Рекордные продажи на рынке в этом году были вызваны спешкой перед очередным ростом цен. Теперь ожидается значительное охлаждение спроса – помимо увеличения стоимости самих автомобилей, заградительными для россиян станут проценты по банковским займам. По прогнозам эксперта, отрицательная динамика будет особенно заметной уже в начале следующего года. При этом скидок от дилеров ожидать не стоит. Ракитин отметил, что в декабре цены на новые автомобили только возрастут.

«Крупные компании повышают цены раз в квартал, а может быть, даже чуть чаще. Стоимость автомобилей увеличивается на 50-100 тысяч рублей, пытаясь компенсировать свои расходы. Поэтому, конечно, к концу года автомобили подорожают. Я не могу сказать в точности, будет ли увеличение на 10% – это серьезные деньги, но на 5-7% прибавление произойдет, в этом даже нет сомнений», – пояснил главный редактор автомобильного издания Quto (входит в Rambler&Co).

Фото: pxhere.com

Наибольшее увеличение цен за десять лет было зафиксировано в прошлом году – на 23,9%. Значительные скачки наблюдались и ранее: в 2015 году – на 19,5%, в 2021 году – на 18,1% и в 2022 году – на 20%. Однако, по словам эксперта, текущую ситуацию нельзя сравнивать с прошлыми кризисами – они не оказали такого сильного влияния на российский авторынок, как это может произойти сейчас.

«Был и ковидный кризис, но мы его не воспринимаем как маркер, поскольку он не задавал никаких трендов. А нынешняя ситуация – это уже тренд. И для многих из нас он оказывается очень неприятным. Мы привыкаем к новым ценам и новым игрокам на рынке. Мы адаптируемся к новым реалиям, и с 2022 года живем в совершенно другой автомобильной реальности», – добавил эксперт.

При этом сложности на российском автомобильном рынке пока не заканчиваются. Возможное повышение ключевой ставки еще сильнее ударит по продажам, а кредиты могут стать для россиян неподъемными.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров