Проблема требует решения, так как сигарет, которые ввозятся в Россию легально, не более 3%.
Фото: unsplash.com
Введение системы навигационных пломб на грузовиках в России, Белоруссии и странах ЕАЭС направлено на борьбу с нелегальной табачной продукцией, которая, оказывается, составляет 72% от всего нелегального рынка в России. Объем легальных импортных сигарет в России при этом — не более 3%. Особенно страдает от нелегалов бюджет регионов юга России и Северного Кавказа.
Директор по связям с госорганами «JTI-Россия» Алексей Воробьев рассказал в интервью РБК ТВ Юг, что «прерванный транзит» – один из главных способов доставки нелегальной продукции. Идея в том, что у водителя должно быть две точки при пересечении границы: на въезде в страну и на выезде. Фиксируется много случаев, когда грузовики с заявленным транзитом не доезжают до конечного пункта и не пересекают границу, а их груз распространяется по нелегальным каналам. При этом с документами у таких дальнобойщиков всегда всё в порядке.
Система навигационных пломб поможет отследить маршрут грузовиков, предотвратив подобные схемы.
«Для тех, кто осуществляет транзитные поставки «в белую», необходимость использования пломб добавит какие-то издержки. Но грузовик, который везет сигареты, как правило, имеет заявленную стоимость более миллиона долларов, поэтому добавление к стоимости перевозки за сет пломб не окажет какого-то существенного влияния», — пояснил Воробьев.
Система уже готова к запуску в России и Белоруссии, ведется работа в Казахстане, Киргизии и Армении. Ожидается, что в странах ЕАЭС она заработает в 2025 году.
По данным аналитиков того же РБК, только в первом квартале 2024 года федеральный бюджет недополучил 24,95 млрд руб. от реализации нелегальной табачной продукции.