Каждый поход в магазин подтверждает, что стоимость основных продуктов стремительно растет, а привычные для большинства товары становятся все менее доступными. Почему это происходит и какие меры способны изменить ситуацию, специально для АБН24 рассказал доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.
Фото: freepik.com
В 2024 году стоимость потребительских товаров, включая продовольственные, продолжает увеличиваться. Это затрагивает основные группы населения, формируя ощутимое давление на семейные бюджеты.
«Борщевой набор, традиционно используемый как один из индикаторов потребительской инфляции, за последний год подорожал на 20,23%, а по сравнению с 2022 годом – на 38,34%. Картофель, как один из ключевых продуктов, стал дороже на 51%, что указывает на переход населения к более доступным продуктам», — пояснил спикер.
Рост связан с рядом макроэкономических факторов, включая увеличение государственных расходов, в том числе на оборонный сектор, и рост затрат на производство. Дополнительно усугубляют ситуацию изменения в структуре потребления, где дорогие продукты, такие как мясо, уступают место более доступным, но менее питательным товарам.
«Предложения по созданию антикризисного штаба могут быть полезными, однако в своей текущей форме они остаются неконкретными. Для реального влияния на ситуацию необходима проработка мер, таких как создание экспертного совета, который сосредоточится на изучении механизмов контроля и снижения цен. Необходимо продумать внедрение технологий двойного назначения, позволяющих трансформировать производственные ресурсы оборонной промышленности в выпуск гражданской продукции. А также стоит разработать льготные программы, направленные на стабилизацию цен на ключевые продукты», — подчеркнул Арефьев.
По мнению эксперта, важно понимать, что в условиях рыночной экономики прямой контроль цен невозможен, но можно повлиять на цепочку формирования стоимости, используя системные меры. Также стоит уделить внимание анализу новогодней продуктовой корзины, поскольку ее удорожание напрямую влияет на настроение населения. Предварительные данные показывают, что рост цен в этой категории значительно превышает общую инфляцию.
Проблема роста потребительских цен требует глубокой аналитической и организационной работы. Подход должен быть системным и прозрачным, чтобы обеспечить доверие со стороны граждан.