Закрыть

РЖД борется с профицитом вагонов, производители против методов компании

Сейчас на вагоностроительных заводах простаивают более 250 новых вагонов из-за того, что РЖД хотят сократить парк вагонов.

1

Фото: company.rzd.ru

Более 2500 новых вагонов задерживаются на вагоностроительных заводах из-за отказа ОАО «РЖД» принимать их в эксплуатацию. Причина — в намерении РЖД сократить парк вагонов, но странными методами в виде ужесточения процедуры приписки вагонов, которую производители считают устаревшей и неэффективной для регулирования размера парка. Заводы сообщают о переполнении складских площадей, на некоторых продукция стоит аж в несколько ярусов.

26 ноября вагоностроители на совещании у замминистра транспорта Алексея Шило, на которое ссылается «Коммерсант», сообщили, что простаивает около 2,53 тысяч новых вагонов.

«Ситуация с каждым днем становится все более критической, поскольку каждый день изготавливаются новые единицы подвижного состава»,— докладывал, согласно протоколу, исполнительный директор Объединения вагоностроителей (ОВС) Евгений Семенов.

В РЖД, в свою очередь, давно оценивают переизбыток вагонов в 250 тысяч и более. Вполне возможно, что в компании оглядываются на 2010 год — тогда было выпущено 72 тысячи новых грузовых вагонов при суммарных производственных мощностях более 90 тысяч вагонов в год, а затем последовал кризис вагоностроения. В 2013 году выпустили только 60,4 тысячи вагонов, далее процесс спада продолжился — в 2014 году было выпущено 54, 5 тысяч единиц вагонов. Процессы поддерживались лишь благодаря угольщикам, которые брали вагоны в лизинг.

Также процессы поддерживались за счет фактической продажи вагонов самим себе. Михаил Ковалев, директор департамента по работе с государственными органами ООО «РМ Рейл», заметил, что доля вагонов, проданных в 2013 году кэптивным (дочерним страховым компаниям), составляла 30%, а в I квартале 2015-го – 60%.

Некоторые обвиняли в спаде РЖД — например, эксперты общественной организации «Российский союз инженеров» утверждали, что железнодорожники пользовались своим положением монополистов и устанавливали удобные для себя тарифы. На этом фоне один из крупнейших вагоностроительных заводов — «Уралвагонзавод» — за первые девять месяцев 2013 года потерял 1,2 миллиарда рублей на фоне прибыли в 202 миллиона.

В 2015 году генеральный директор Объединенной вагоностроительной компании (ОВК) Роман Савушкин поделился мыслями насчет кризиса вагоностроения:

«Списание старого парка неизбежно. Сейчас таких вагонов около 300 000. К 2022 г. цифра возрастет до 400 000. Этот парк устарел – физически, морально и экономически. Настало время, когда тактические противоречия между участниками рынка сняты. Все понимают, что вагоностроители и операторы должны нормально развиваться. Есть парк, который должен уйти. Я сейчас не говорю о принадлежности этого парка определенным собственникам. Есть понимание, сколько должны производить вагоностроители в год, чтоб возмещать выбывающий парк».

Также Савушкин добавил, что не будет массового резкого дефицита вагонов.

Автор: Серафима Чубар

Новости партнеров