Под занавес уходящего года законодатели России попробовали поискать деньги, потраченные на мусорную реформу, да так и не нашли. Сложилось впечатление, что системного решения проблемы нет, а картинки и графики в отчетах не отражают в полной мере реальной картины происходящего. Все это — на фоне отсутствия персональной ответственности за результат, прозрачной отчетности и, как следствие, отсутствия объективной оценки эффективности и результативности деятельности региональных операторов и ППК РЭО, как курирующего их органа. Хоть уже потраченные деньги и не нашли, но договорились, что надо еще больше.
Фото: pixabay.com
Задачу выяснить, куда делись собранные с населения за вывоз отходов в 2023 году 280 млрд рублей, поставила на заседании Совета законодателей РФ сенатор Валентина Матвиенко в апреле этого года. Пообещала вернуться к разговору в декабре и слово сдержала. Тема мусорной реформы стала основной на встрече парламентариев 17 декабря.
«Большие надежды возлагались на так называемую мусорную реформу. […] Однако на деле все забуксовало […] больше похоже на деградацию и регресс», — заявила Валентина Матвиенко.
Не так резко, но согласился с наличием проблем вице-премьер Дмитрий Патрушев. Он курирует мусорную реформу с мая этого года.
«Динамика процессов оставляет пока желать лучшего. В ряде регионов реформа, откровенно говоря, вообще буксует. Можно сколько угодно получать отчеты с бравурными показателями, красивыми картинками и демонстрациями достижений. Невывезенный во время мусор и переполненные контейнеры никаким образом и цифрами нам не скрыть. Очевидно, что контроля за эффективностью мероприятий на местах не хватало и не хватает», — заявил Патрушев.
Министр природных ресурсов Александр Козлов попробовал доложить об успехах. Вышло не очень. Спустя шесть лет с начала реформы, выяснилось, что в стране не хватает 152 тыс. контейнерных площадок, 800 тыс. баков для накопления отходов и 1,6 тыс. мусоровозов. Если с учетом прогнозируемого выбытия спецтехники, то дефицит мусоровозов на 2025-2027 годы составляет уже 7,3 тыс. единиц.
Для исправления ситуации требуются еще деньги.
По данным Козлова, чтобы решить вопрос с дефицитом контейнерных площадок, нужно 30,4 млрд рублей, чтоб докупить нужное количество баков – еще 13,6 млрд рублей. С мусоровозами, правда, уже все решили – на субсидирование лизинга предусмотрели в бюджете 5,1 млрд рублей.
Также министр природных ресурсов доложил, что с момента перезапуска системы обращения с отходами в стране появились 280 новых объектов (на это ушло 300 млрд рублей, в том числе 55,5 млрд рублей из федерального бюджета). Нужно до конца 2030 года построить еще 400, которые обойдутся почти в триллион рублей.
«Неземной доклад», — откликнулась Валентина Матвиенко.
Спикер Совфеда пояснила, что не считает представленную информацию глубоким анализом сложившейся ситуации: «не опустились до дна в подводной лодке». До сих пор не понятно, за что конкретно отвечают Российский экологический оператор и региональные операторы по обращению с ТКО на местах, куда идут деньги и зачем, в принципе, понадобилась эта «прослойка»?
«Вот есть у нас РЭО. Функции его либо недостаточны, либо не прописаны, либо непонятно кому региональные операторы подчиняться будут? Они – «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел», деньги напрямую получают от населения, контроля за расходованием нет. […] И все эти цифры… – от лукавого многие. 250 объектов построены по сортировке мусора. Зачем вы обманываете людей и всех? Из этих 250-ти 150 были до этого. Это обычные конвейерные линии, которые подмазали, подкрасили. Где мусороперерабатывающие завод обещанные? Почему вы об этом молчите?» — казалось, даже Валентина Матвиенко почувствовала себя обманутой.
В итоге сенатор сделала страшное предположение: «Сегодня это или специалисты по вывозу и работе с бытовыми отходами. И для этого у них есть и техника, и все остальное. Либо это люди, поставленные во главе для вывода финансовых ресурсов, которые платит население за эту сферу». Прокомментировать такое даже присутствовавший в зале генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев не решился.
Вместо него сгладить ситуацию попробовал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. (В этом году РЭО поставил его на вторую позицию в «Зеленом рейтинге» лучших по мусорной реформе.)
Проблемы региональных операторов, по мнению Никитина, объясняются «нереалистичностью выполнения требований» (законодательства – прим. ред.). Речь идет о том, что вывозить мусор ежедневно нет никакой возможности в принципе, а финансовую устойчивость регоператоров подрывают штрафы, которыми угрожает отрасли Минтранс.
Как уже рассказывало АБН24, в транспортном ведомстве не особо понимают, почему финансовое благо регоператоров приоритетнее разбитых автодорог, которые мусоровозы разрушают на 400 млрд рублей ежегодно.
«Я хочу разобраться, куда 280 миллиардов делись, и не получается», — воскликнула в расстройстве Валентина Матвиенко.
При этом, по данным депутата Евгения Москвичева, в этом году регоператоры собрали с населения не 280 млрд рублей, а более 325 млрд рублей. На что пошли средства, он тоже не очень знает, тем более, что контейнерную площадку в его садоводстве всегда убирают сами дачники, а не регоператор.
Глава профильного комитета Госдумы РФ по экологии Дмитрий Кобылкин предложил в общем-то стандартное: «провести детальную оценку эффективности всех мероприятий» (в сфере мусорной реформы с 2019 по 2024 год – прим. ред.).
«Детальный анализ реформы позволит сформировать единую для всех картину: что сделано, где получилось, что требует дополнительного внимания,» — считает Дмитрий Кобылкин.
До ноября 2020 года нынешний депутат был чиновником и возглавлял как раз Минприроды РФ, так что о мусорной реформе знает не понаслышке и, видимо, интересуется, что натворили без его прямого участия.
Также Кобылкин всем сообщил, что Госдума готовится рассмотреть 19 законопроектов, касающихся реформы в сфере обращения с отходами.
Два из них как раз были в повестке последнего в этом году пленарного заседания Госдумы РФ 18 декабря. Тот, что касался создания «единого ответственного» за чистоту на контейнерной площадке, вызвал споры.
Речь идет о том, чтобы разрешить субъектам возложить полномочия по строительству и обслуживанию контейнерных площадок на региональных операторов. Правда, это приведет к росту тарифов на 25%, зато вроде как появится «единый ответственный». Согласны далеко не все. По мнению ряда парламентариев, включение строительства контейнерных площадок в инвестиционные программы регоператоров позволит мусорным монополистам обосновывать требования по ежегодной индексации тарифов на коммунальную услугу сверх установленных лимитов.
Дискутировали до усталости. Этого не смог не отметить председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Спикер объявил голосование и сопроводил процедуру занимательной притчей. По словам парламентария были времена, когда существовало понятие так называемого «закона под ёлочку».
«Когда пытались втолкнуть в повестку очень много законодательных инициатив с целью, чтоб никто их не изучал, не анализировал, не обсуждал и как можно быстрее, чтоб эти лоббистские инициативы быстрее приобретали бы форму закона», — пояснил под аплодисменты Вячеслав Володин.
Теперь, по словам спикера Госдумы, выводы сделаны. Работа над законопроектом, призванном передать новые полномочия региональным операторам, продолжится в весеннюю сессию Госдумы РФ.
Ранее АБН24 рассказывало, что вице-спикер Госдумы Ирина Яровая назвала новеллу «неопределенной вариативностью», которая только будет создавать «все больше ощущения, что кто-то за что-то отвечает»).