Закрыть

Риски праздников: как долгие выходные влияют на российскую экономику

Новогодние выходные в России в этом году продлятся 11 дней. Половина населения вернется на работу только 9 января. Как такой праздничный «простой» повлияет на экономику страны, АБН24 рассказали эксперты.

1

Фото: stock.adobe.com

Россия входит в десятку самых «отдыхающих» стран – 14 праздничных дней в году официально считаются выходными. При этом распределяются они неравномерно: в январе и мае общие нерабочие периоды традиционно самые длинные. И хотя часть населения в это время продолжает трудиться, такие «простои» не проходят без последствий для страны.

Значительное влияние на экономику, по словам финансиста Максима Акопова, оказывают только продолжительные праздники, когда граждане надолго уходят из всех производственных процессов. Одиночные выходные не имеют такого же эффекта – люди просто не успевают выпасть из рабочего процесса.

«Каждый день новогодних праздников обходится экономике в миллиарды убытков. Большинство организаций закрыты, а предприятия с непрерывным циклом работают в ограниченном режиме. Снижается и общая эффективность сотрудников: в конце декабря работать уже никому не хочется, а после праздников приходится снова входить в трудовые будни. Например, в 2025 году первый рабочий день выпадает на четверг, 9 января, что означает, что сотрудники выйдут на работу всего на два дня, после чего вновь уйдут на выходные. В этих условиях вряд ли удастся восстановить трудовой ритм», – отметил Максим Акопов.

С другой стороны, предприятия непрерывного цикла и многие компании из сферы услуг работают и в праздники, и в выходные. И людей, отказывающихся от законных выходных ради дополнительного заработка, становится все больше. В то же время, по словам эксперта, силы между секторами распределяются неравномерно: одни терпят только убытки, а другие переживают максимальный подъем.

Новогодний простой, по словам экономиста Ирины Сосниной, нивелируется активным подготовительным периодом. Перед праздниками оборот в сфере потребления значительно возрастает. Особенно хорошо себя чувствуют сферы туризма, транспорта, ритейла и развлечений. На экономику в каком-то смысле влияют и новогодние традиции, такие как большое количество подарков и богатый праздничный стол.

«Стоит вспомнить о наивной диверсификации – это широко распространенный эффект, когда люди склонны думать, что им захочется большего разнообразия, чем они на самом деле могут «переварить». В новогодний период это особенно актуальное явление. Эффект можно увидеть, например, за праздничным столом, куда мы традиционно пытаемся уместить много блюд, потребить которые полностью очевидно не получится», – пояснила эксперт.

Кроме того, сотрудники, вернувшиеся с отдыха, не обязательно теряют в эффективности. Они, по словам Сосниной, могут, напротив, демонстрировать более высокую продуктивность, что в краткосрочной перспективе благоприятно сказывается на организациях.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров