По итогам 2023 года Казахстан увеличил поставки нефти и газового конденсата в обход российских портов в два раза в сравнении с годом ранее, с 1,91 млн до 3,73 млн тонн. Об этом сообщается на сайте информагентства Reuters.
Фото: pxhere
В общей сложности в прошлом году Казахстан поставил 70,5 млн тонн нефти и газоконденсата против 64,3 млн тонн годом ранее.
По словам аналитиков, Казахстан выстраивает альтернативные маршруты в обход портов РФ, чтобы снизить риски вторичных санкций. Но основным каналом для поставок казахстанского сырья по-прежнему является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с долей 80%. Ключевыми альтернативными направлениями для экспорта нефти из Казахстана — нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), грузинский порт Батуми, а также трубопровод «Дружба», по которому нефть идёт на немецкий нефтеперерабатывающий в Шведте.
По итогам 2023 года экспорт нефти из порта Актау в направлении Азербайджана вырос с 0,250 млн тонн до 1,468 млн тонн. Экспорт по нефтепроводу БТД увеличился до 1,392 млн тонн. Основными поставщиками сырья на данном маршруте являются «Тенгизшевройл» (72%), Total & Dunga (18%), «Жаикмунай» (5%) и «Бузачи нефть» (4%). Объём экспорта по Транскаспийскому маршруту достиг 1,55 млн тонн.
Экспорт энергоносителей из Казахстана в КНР по итогам в 2023 году в сравнении с годом ранее сократился на 4%, до 1,2 млн тонн. Как пояснили эксперты, иностранные акционеры крупнейших каспийских месторождений не заинтересованы в импорте нефти в Китай по нефтепроводу Атасу—лашанькоу, так как экспорт по Транскаспийскому маршруту более выгоден.
Казахстан намерен нарастить экспорт нефти по Транскаспийскому маршруту вдвое — до 3 млн тонн каждый год. С этой целью планируется начать транспортировку сырья через нефтепровод Баку—Супса.