Всеми любимая шведская ИКЕА после скандального ухода из России бросила не только свои магазины, но и арбитражные разбирательства. Одним из истцов против мебельного гиганта стало ООО «ЭТУ», которое уже несколько лет судится с корпорацией. Редакция АБН24 связалась с учредителем российской компании Ильей Лещевым, который поделился историей разбирательств и смыслом своей недавно опубликованной книги «Шведский стол».
Фото: pxhere.com
В минувшую субботу Арбитражный суд Московской области признал недействительной сделку по переводу российской структурой IKEA ирландской Fami Limited 12,9 млрд рублей за приобретенные товары. Российскую структуру обязали вернуть сумму в доход государства. Сама сделка в решении суда названа «противной основам правопорядка или нравственности».
Однако для шведского мебельного гиганта это далеко не первое разбирательство, где компания выступает ответчиком в российском суде. Еще в 2015 году Ingka Group, региональная структура торговой сети IKEA, модернизировала системы пожарной безопасности в 14 ТЦ МЕГА в России. В общей сложности в проекте было задействовано 11 подрядчиков. В ТРЦ «Мега Дыбенко» в Петербурге исполнителем контракта стала компания ООО «ЭТУ».
Объем работ был крайне большим, а к концу плановый объем увеличился в два раза, но подрядчику оплатили лишь часть суммы. Остальные траты закрывало напрямую «ЭТУ», из-за чего компания перешла в процедуру банкротства.
Суды могут посмотреть на ситуацию иначе
Как рассказал Илья Лещев, первоначально компания прошла несколько этапов судов. Инстанции в Москве заняли позицию ИКЕА. Впоследствии компания ушла в процедуру банкротства, из-за чего возобновились суды в Санкт-Петербурге по месту регистрации.
«Разбирательства первой и второй инстанции мы выиграли, а затем в кассации вернули на первую инстанцию. На втором круге все суды заняли не нашу сторону. Сейчас мы подали жалобу в Верховный суд и ждем какого-то решения. Может быть, эта инстанция посмотрит на ситуацию иначе», — объяснил собеседник.
По его словам, было подано заявление на привлечение ответчика к субсидиарной ответственности, так как за этой ситуацией последовало банкротство компании. Помимо ИКЕА заявление было подано на экспертную иностранную организацию. Заседание назначено на 30 мая.
«Наше основное требование – это назначение судебной экспертизы оценки стоимости работ. Для этого все материалы имеются. Аргументированной причины об отказе проведения экспертизы ни в одном определении суда нет», — подчеркнул Лещев.
При этом для него в сложившейся ситуации актуальным остается этический вопрос. Представители ООО «ЭТУ» уверены, что заказчик изначально повел себя непорядочно. Кроме того, не были учтены договоренности по решению вопросов, связанных с коррупцией.
Институты поддержки предпринимательства не берут в расчет
До конца неизвестно, почему судебные инстанции встали на сторону зарубежной компании. При этом в судебные разбирательства со стороны «ЭТУ» привлекались все возможные институты защиты предпринимателей, среди которых торгово-промышленная палата и профильный омбудсмен.
«Мы еще привлекали “Центр ценообразования в строительстве”, поскольку считаем, что выводы экспертной организации были не совсем верные. У нас вопрос в том, что есть много организаций, чье мнение должно учитываться. А оно нивелируется и его в расчет не берут», — заявил Лещев.
Так, «Центр ценообразования в строительстве» пришел к выводу, что ИКЕА провела экспертизу с нарушениями. В частности, в стоимость монтажных работ был заложен интеллектуальный труд. Из-за этого значительно снизилась цена контракта.
«Шведский стол» и способ привлечь внимание к проблеме
По итогам множественных судов Илья Лещев опубликовал книгу «Шведский стол: победы и поражения в бизнесе по европейским стандартам», в которой поделился опытом сотрудничества с крупной международной корпорацией. По его словам, желание изложить все на бумаге появилось после всего пережитого. Кроме того, книга стало своеобразным способом работы над ошибками в бизнесе, которые были как со стороны ООО «ЭТУ», так и со стороны шведской корпорации.
«Важно было поделиться опытом с предпринимательским сообществом и рассказать, как бороться с какими-то проблемами и нюансами. Немаловажно, что хотелось привлечь внимание к институтам защиты предпринимательства и усиливать их. Как раз я описываю историю взаимодействия с ними. Да, это не принесло должного эффекта, хотя, по моему мнению, оценку этих структур следовало учитывать», — объяснил спикер.
По его словам, продолжающиеся судебные разбирательства стали борьбой за справедливость. Первостепенная задача для учредителей – вывести компанию из банкротства, в которое она свалилась по причине судов с ИКЕА. В дальнейшем, по словам собеседника издания, хотелось бы избежать подобных историй. Но в России подобные ситуации случились еще на 14 объектах.
Сейчас, по словам Лещева, рассматривается возможность перевести книгу на иностранные языки и опубликовать в Европе. Однако куда важнее улучшать предпринимательский климат в России и грамотные взаимоотношения между малыми компаниями и крупным бизнесом.