Франшизный бизнес в России последние два года демонстрирует скорее уверенную стабильность, чем колебания или бурные скачки. Поэтому возросшая популярность формата «управленческих франшиз» – яркое тому подтверждение. Об этом рассказал предприниматель, основатель федеральной сети франшиз маркет-бара «Высокий Градус & FOOD 24/7» Аркадий Назар специально для АБН24.
Фото: pxhere.com
Каждый сегмент прирастает новыми франчайзи и проектами в своем ритме. В 2023 году самые крупные ниши – общественное питание и сфера услуг – прибавили всего по два процента. Однако именно устойчивость рынка франшиз привлекает внимание инвесторов и партнеров и создает регулярный спрос на долгосрочное сотрудничество.
Наибольший потенциал для инвестиций традиционно у отраслей, связанных с быстрым питанием, здоровым образом жизни и другими услугами населению. К примеру, рост туризма внутри страны популяризировал отельный бизнес и организацию досуговых мероприятий.
По данным FRANSHIZA.RU нишевое распределение рынка франчайзинга на 2024 год: 52% – услуги бизнесу и населению, 28% – общественное питание, 12% – розничная непродовольственная торговля, 5% – розничная продовольственная торговля, 3% – производство.
Факторы, определяющие выбор отраслей франшизного бизнеса
Опираясь на статистические данные, можно сделать вывод, что популярность определенных сегментов на рынке франшиз в ближайшем будущем вряд ли изменится. Прежними останутся ключевые факторы, которые влияют на выбор потенциальных инвесторов. На первом месте – рыночный потенциал: спрос на товары и услуги подразумевает наличие предложения. На втором месте, как следствие, интересы и предпочтения самих предпринимателей. Далее – конкуренция и ее плотность, которая также серьезно влияет на решение покупки франшизы. Наконец, решающий момент – финансовые возможности потенциальных инвесторов и управляющих компаний.
Места по объемам инвестиций на начало 2024 года, например, распределились таким образом: 36% – франшизы от 1 до 3 млн рублей, 24% – от 3 до 6 млн рублей, 21% – до 1 млн рублей, 10% – от 6 до 10 млн рублей, 9% – более 10 млн рублей.
Показатели успешного инвестирования в бизнес по франшизе
При выборе отрасли для инвестирования в бизнес под именем чужого бренда, кроме текущих тенденций рынка, экономической и политической составляющих, важно учитывать и потенциал для роста выбранного сегмента. А также конкурентное окружение, анализ рисков, поддержку франчайзера, собственный опыт, временные и финансовые ресурсы, так:
- Исследование рынка и конкурентов покажет, на сколько выбранная отрасль соответствует интересам, опыту и финансовым возможностям. Если выбранный франчайзинговый бизнес имеет низкую розничную конкуренцию, то это отличный вариант для инвестиций.
- Задокументированная поддержка управляющей компании важна не менее репутации и кейсов франчайзера. Крайне важно знать наверняка, что менеджеры, маркетологи, юристы и другие эксперты будут сопровождать до выхода на плановые показатели.
- Изучение финансовой прозрачности, включая стартовые расходы, роялти, дополнительные платежи и так далее, а также территориальные показатели локации и динамики трафика поможет сделать независимую оценку потенциальных вложений.
- Разработка плана действий по минимизации возможных рисков с помощью их предварительного анализа. Избежать столкновения со всеми «подводными камнями» не получится, но быть информированными и начеку предпринимателям вполне по силам.
- Бескомпромиссная оценка собственных навыков и опыта подготовит к полноценному участию в управлении бизнесом и неизбежному развитию новых компетенций.
Влияние технологических инноваций и цифровых тенденций
Новые технологии и цифровизацию в развитии франшизного бизнеса переоценить практически невозможно. Поэтому в 2024 году франчайзеры активно внедряют в бизнес-процессы новые технологии, искусственный интеллект, автоматизацию процессов производства и обработки информации. Франшизы, которые идут в ногу со временем и предлагают цифровые решения для продажи своих товаров и услуг, имеют перевес, находясь в приоритете у инвесторов.
Современное использование компаниями инноваций, искусственного интеллекта, способность адаптироваться к технологическим изменениям говорит о деловом и прогрессивном подходе франчайзеров. Это означает их нацеленность на долгосрочные проекты с перспективами дальнейшего развития. Медицина и здравоохранение, киберзащита, экология и утилизация отходов – трендовые ниши, в которые инвесторы заходят не только из-за выгод, но и по морально-этическим предпосылкам.
Франчайзинг был и остается привлекательным, перспективным сектором для инвестиций. Глубокое погружение в тему, осознанный выбор сегмента, а также готовность активно работать в избранном направлении, обеспечат инвесторам и предпринимателям стабильный доход и дальнейший рост в отрасли.