Более 60% региональных операторов по обращению с отходами говорят о нехватке водителей спецтехники. Неукомплектованность штата достигает 30% от нужного числа работников, сообщила пресс-служба ППК РЭО.
Фото: reo.ru
Основными причинами оттока кадров из мусорной отрасли в Российском экологическом операторе назвали сложный график работы (бывает, что приходится работать в ночную смену) и низкую заработную плату. В зависимости от региона доход водителя мусоровоза может колебаться в диапазоне от 40 тыс. до 80 тыс. рублей. Это ниже, чем, например, у доставщиков пиццы.
«Для качественного оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО необходимо первостепенно обеспечить своевременный вывоз отходов с мест их накопления. Однако, даже при полной укомплектованности автопарка, сделать это невозможно при отсутствии водителей спецтехники. По итогам проведенного опроса, более 60% регоператоров испытывают нехватку водителей», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
По мнению генерального директора петербургской компании «ПКФ «Петро-Васт» Анны Саламатовой, основная проблема заключается в том, что работающие в регулируемом сегменте рынка транспортировщики отходов зависят от величины установленного тарифа на услугу регионального оператора. Первоначально тариф был рассчитан на основе реальных затрат и с тех пор индексируется исключительно в пределах установленных лимитов, не учитывая изменившуюся с февраля 2022 года ситуацию на рынке труда.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области среднее предложение для водителя мусоровоза, по данным hh.ru, начинает от 100 тыс. рублей. Есть вакансии, обещающие ежемесячный доход 200-240 тыс. рублей.
Компания «Петро-Васт» осуществляет транспортирование отходов в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Белгородской и Саратовской области, зарплату предлагает среднюю – водителю категорий С,Е — 120 тыс. рублей «на руки» и дополнительный доход при большей выработке.
«Реальный рост заработных плат зафиксирован федеральным правительством на уровне примерно 9%. Поскольку в тарифе транспортирования фонд оплаты труда — лишь часть затрат, а в некоторых регионах в 2024-м году изменения коммунальных тарифов планово вообще не произошло (речь о Санкт-Петербурге — прим. ред.), то о возможности повысить заработную плату водителям нет смысла и мечтать. При этом уровень учитываемых заработных плат в тарифах транспортировщиков отходов существенно ниже среднерыночных по профессии водителей, а квалификация и сложность-напряженность работы существенно выше», — сообщила АБН 24 Анна Саламатова.
Эксперт подчеркнула, что, например, в ритейле при том же уровне заработной платы работать водителю грузовика значительно проще: доставка товара от распределительного центра к магазину не требует той же ловкости и внимательности, как маневрирование на контейнерной площадке, и менее опасна, чем, например, разгрузка на переполненных мусорных полигонах. Кроме того, требований к водителю мусоровоза у работодателя всегда будет значительно больше — вывозящая мусор спецтехника имеет свои особенности эксплуатации и более дорогостоящая.
Также, по мнению Анны Саламатовой, необходимо учитывать конкуренцию с зарплатами водителей на востребованных и при этом рискованных направлениях (речь о новых регионах России и приграничных областях, например, Белгородской — прим. ред.), где также высокий спрос на водителей тяжелой техники, но и возможность предоставить кратно большую заработную плату.
Ранее АБН24 сообщало, что, по подсчетам ППК РЭО, рост себестоимости услуги региональных операторов по обращению с ТКО в 2023 году составил 30%.