Старовойт заявил, что «сильного удорожания билетов не будет» и тем самым дал понять, что подорожание, в принципе, намечается.
Фото: unsplash.com
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) контролирует цены на билеты, поэтому сильного подорожания в этой сфере не будет, сообщил министр транспорта Роман Старовойт.
«Не будет сильного удорожания билетов. ФАС это контролирует«, — заявил Старовойт.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что подорожают билеты на поезда и самолеты. Такое предположение по поводу авиабилетов сделал эксперт Алексей Чудновский, профессор, заведующий кафедрой управления в международном бизнесе и индустрии туризма ГУУ. Он сделал выводы, основываясь на решении Росавиации о повышении ставки сборов с авиаперевозчиков для финансирования фонда капитального ремонта аэродромов. Прогнозируемый рост себестоимости, по мнению Чудновского — 30% и 50%, соответственно.
Но чтобы хоть примерно понять, о чем речь, нужно сопоставить статистику цен на билеты за прошлые годы, цену авиационного керосина, ремонт самолета и прочие необходимые вещи, которые входят в стоимость билета.
Если вспомнить прошлый год, то, согласно данным Росстата, на которые ссылается РБК, в 2023 году цены на авиабилеты выросли на 22 процента — в декабре они достигли 7,6 тысяч рублей за одну тысячу километров полета. В 2022 году перелеты подорожали на 15,6%, в 2021-м — на 5,97%.
Рост цен в 2023 году был самым резким с 2008 года — тогда средние цены за год поднялись на 30,9%.
Цены на авиационный керосин тоже растут, начиная с апреля 2020 года, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПБМТСБ), на которые тоже ссылается РБК. В апреле 2020 года тонна авиакеросина стоила около 24 тысяч рублей, а в сентябре 2021 года перешагнула отметку в 50 тысяч рублей. В январе 2022 года стоимость авиатоплива установила рекорд, превысив планку в 60 тысяч рублей за тонну. А 30 октября 2023 года была зафиксирована цена 81 655 рублей за тонну.
Всего в России 14 компаний, которые производят авиационный керосин, в том числе «Газпромнефть», «Роснефть» и «Башнефть-Новойл». Производят его из так называемой «тяжелой нефти» — из среднедистиллятной керосиновой фракции нефти с температурой выкипания 150-280°С. 96-98% состава авиационного керосина – это нафтеновые, парафиновые и ароматические углеводороды. Остальная доля в составе – за смолами, азотистыми и металлоорганическими соединениями.
Также в стоимость авиабилета входит амортизация самолета, ремонт и прочие технические моменты. Здесь проблема решена: еще в октябре 2022 года Минстранс сделал заявление о том, что обеспечение российских авиакомпаний запчастями для иностранных самолетов будет продолжено.
Олег Пантелеев, глава московского авиационного аналитического центра «АвиаПорт» в интервью агентству Reuters заявил, что уже через два-три месяца после санкций были найдены новые каналы поставок. А через шесть-девять месяцев появилось довольно много альтернатив, что позволило снизить цены и сроки поставки.
Детали попадают в Россию через посредников в странах, которые не одобрили западные санкции в отношении нашей страны — это Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция, Китай и Кыргызстан.
Таким образом, можно сделать вывод, что предпосылки для подорожания билетов есть. Вопрос только в том, насколько сильно поднимутся цены, так как Старовойт абстрактно пообещал, что не будет «сильного удорожания».