В России наблюдается рост цен на топливо, что вызывает обеспокоенность как у водителей, так и потребителей. АБН24 узнало у эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова причины этого явления, чтобы разобраться, достаточно ли бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке.
Фото: pxhere
Ситуация с бензином и дизельным топливом в России различается по ряду причин, что отражается на их наличии и ценах.
«Россия исторически производит дизельного топлива примерно в два раза больше, чем потребляет. Это позволяет экспортировать около 50% от общего производства. При возникновении дефицита на внутреннем рынке компании просто перенаправляют экспортные объемы на внутренний рынок, что предотвращает дефицит. С бензином ситуация сложнее. До 2024 года на экспорт уходило лишь около 10% произведенного бензина. Однако в конце 2023 года произошла крупная авария на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Нижнем Новгороде, одном из крупнейших в России. Его ремонт был завершен только к июню 2024 года, что вызвало временный дефицит бензина на внутреннем рынке», — поделился эксперт Финансового университета.
Закрытие Нижегородского НПЗ на ремонт и атаки на другие НПЗ создали угрозу физического дефицита бензина в России. Однако в зимние и весенние месяцы спрос на бензин был ниже, что помогло избежать серьезных проблем. С началом летнего автомобильного сезона спрос значительно возрос, но восстановление работы крупных НПЗ позволило избежать критического дефицита.
«Рост цен на бензин и дизельное топливо обусловлен несколькими факторами: сезонное увеличение спроса, разрешение на экспорт бензина, биржевые цены и инфляция. Летний автомобильный сезон традиционно сопровождается ростом потребления топлива. После временного запрета на экспорт бензина, введенного весной для насыщения внутреннего рынка, разрешение на экспорт вновь повлияло на увеличение цен. Цены на топливо на бирже начали расти, хотя и не достигли прошлогодних кризисных уровней. Рост цен на АЗС контролируется государством через демпфирующий механизм и акцизы, что позволяет удерживать рост цен в пределах инфляции, которая официально составляет около 8,5%», — пояснил Юшков.
По его словам, несмотря на временные сложности, дефицита бензина и дизельного топлива в России нет. Рост цен обусловлен сезонным увеличением спроса и возобновлением экспорта бензина, но благодаря государственному регулированию цены на АЗС остаются в пределах инфляции.