Трансафганский мультимодальный транспортный коридор станет отдельным самостоятельным маршрутом.
Фото: pixabay.com
Пакистан официально стал участником проекта по созданию мультимодального транспортного коридора (МТК), который соединит Белоруссию, Россию, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан с портами Индийского океана. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса Узбекистана.
Министр коммуникации Пакистана подписал Меморандум о взаимопонимании, подчеркнув важность проекта для развития торговли и грузоперевозок в регионе.
Инициатива создания транспортного коридора была озвучена в августе 2022 года на заседании Совместной рабочей группы Узбекистана и Евразийской экономической комиссии. Россия и Республика Беларусь проявили особый интерес к проекту.
В ноябре 2023 года министры транспорта России, Казахстана и Узбекистана подписали Меморандум о взаимопонимании, запустив активную фазу работы над проектом.
В апреле 2024 года в Термезе состоялось первое заседание рабочей группы, где к меморандуму присоединилось Министерство транспорта Белоруссии, а Афганистан и Пакистан объявили о начале внутренних процедур присоединения. Была подписана дорожная карта с конкретными планами по развитию грузоперевозок, оптимизации таможенных процедур и внедрению цифровых документов.
Присоединение Пакистана является важным шагом в укреплении торговых связей в регионе и ускорении международных грузоперевозок по транспортному коридору. Стороны надеются, что страна станет ключевым звеном транспортной системы Евразии, обеспечивая удобные и эффективные маршруты для транзита товаров и укрепляя экономическое сотрудничество между участниками.
Трансафганский МТК — отдельный самостоятельный коридор, который не имеет отношения к ранее заявленному маршруту «Один пояс — один путь».
Какие еще планируются маршруты
Также 6 июня этого года в Пекине было подписано соглашение о строительстве новой железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан. Документом утвердили маршрут, проходящий через Кашгар (Китай), Торугарт (Кыргызстан), Макмал (Кыргызстан), Джалалабад (Кыргызстан) и Андижан (Узбекистан).
Что касается коридора «Один пояс — один путь», то в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин представил миру амбициозную инициативу с таким названием. Ее цель — создание единой торговой сети, соединяющей континенты. Идея заключалась в объединении сухопутных и морских торговых путей, чтобы обеспечить быстрое и экономичное перемещение товаров в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы.
Для реализации этой идеи предлагалось объединить два ключевых проекта: «Экономический пояс Шелкового пути», включающий в себя ряд экономических коридоров, и «Морской Шелковый путь XXI века».
В рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» планируется создать несколько экономических коридоров: Евразийский, Китай — Монголия — Россия, Западно-Азиатский, Китай — Пакистан, Китай — Индия, Китай — Юго-Восточная Азия. Ориентировочные сроки реализации проекта — 30 лет.
Ключевыми точками сухопутного экономического пояса станут Сиань (Китай), Алматы (Казахстан), Бишкек (Киргизия), Самарканд (Узбекистан), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция), Москва и Дуйсбург (Германия).
Если сейчас доставка контейнерных грузов морским путем из Китая в Европу занимает от 45 до 60 дней, то в случае реализации проекта срок сократится до 10 дней.
В декабре 2013 года в Индонезии Си Цзиньпин представил планы по созданию «Морского шелкового пути». По плану китайского лидера, путь начнется в городе Фучжоу (провинция Фуцзянь), пройдет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань, по Малаккскому проливу (Малайзия—Индонезия), затем через Индийский океан, обогнет Африканский рог (Кения) и направится в Красное и Средиземное моря. Второе направление МШП должно пройти из китайских портов в южную часть Тихого океана.
Главными портами «Морского Шелкового пути XXI века» станут Ханой (Вьетнам), Джакарта (Индонезия), Куала-Лумпур (Малайзия), Калькутта (Индия), Найроби (Кения), Афины (Греция) и Венеция (Италия).
Еще в 2014 году Владимир Якунин, который тогда еще был президентом ОАО «РЖД», анонсировал проект «Транс-Евроазиатский пояс «Razvitie». Проект должен был быть тесно связан с китайской инициативой и предполагал создание на территории России транспортной сети, соединяющей Западную Европу с Дальним Востоком, Северной Америкой, Юго-Восточной Азией.
По плану, он должен был включать в себя современный скоростной железнодорожный комплекс, автомобильную трассу и линию оптоволоконной связи. Проект оценивали в 300 миллиардов долларов, а в разработке принимали участие ученые из МГУ, институтов РАН, представители РЖД и ряд других. Но что-то пошло не так и проект свернулся, а Якунина уволили с поста президента госкомпании.
В 2024 году ОАО «РЖД» завершает работы по расширению Восточного полигона и запускает движение по этому направлению. Также в РЖД ждут одобрения третьего этапа модернизации БАМа. Если это произойдет, то к 2032 году провозная способность Восточного полигона увеличится до 255 миллионов тонн.