Закрыть

Побег от алкоголизма: зачем России наращивать площади виноградников

Возрастное ограничение: 18+

России придется удвоить площади виноградников для отказа от импортных вин. О важности вина для России и о том, какие есть стратегии для отказа от зарубежной продукции, рассказал директор клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга Максим Черниговский специально для АБН24.

1

Фото: unsplash.com / Scott Warman

На сегодняшний день площадь виноградников в России составляет порядка 103 000 га.  По мнению эксперта, для того, чтобы полностью обеспечить внутренний рынок винодельческой продукцией нужно около 200 000 га площадей виноградников. Однако одного создания площадей — недостаточно.

«С учетом того, что последние 10 лет площадь виноградников в среднем росла на 5 000 га в год, получается, что если сохранить данную тенденцию увеличения площади, то обеспечить россиян отечественным вином мы сможем полностью через 20 лет. Это еще в лучшем случае. Одних площадей недостаточно. Их нужно засеять, но лоза начинает давать урожай не сразу, а примерно через 5 лет после посадки. Отсюда и зависимость России от поставок винодельческой продукции. Это касается не только дружественных стран России, но и импорта в целом. Это рождает соответствующую зависимость от западноевропейских коллег. В основном это касается тихих и игристых вин», — прокомментировал эксперт.

На сегодняшний день Россия очень зависима от импорта вин. По словам эксперта, практически половина объема продаж — это зарубежная продукция.

«В прошлом году общий объем розничных продаж тихих вин составил порядка 600 млн литров за продукцию. 300 млн литров — отечественная продукция, а другие 300 млн — продукция из зарубежа. Ситуация с игристыми винами чуть лучше, но не на много. В прошлом году было реализовано 230 млн литров. 150 млн литров из них — отечественная продукция, а 80 млн литров — это импорт»,  — отметил спикер.

Однако не весть алкоголь в России можно назвать проблемным. Ситуация зависимости от импорта представляется только в разрезе винодельческой продукции. Крепким алкоголем страна может себя снабжать.

«Крепким алкоголем Россия себя полностью обеспечила. Наши производители могут выпускать даже виски, что позволяет насытить внутренний рынок крепкой алкогольной продукции. В сегменте крепкого алкоголя доля импорта составляет порядка 6-7%. С пивом и пивными напитками реализация насчитывает порядка 8 млрд литров. Доля импорта составила около 5%», — объяснил Черниговский.

Выход из ситуации возможен. Однако едва ли можно обойтись без иностранной помощи. По мнению эксперта, можно последовать примеру из Беларуси. 

«Даже если за один год создастся виноградник площадью 100 000 га, что абсолютно нереально, лоза не даст урожая сразу. В текущей ситуации, на мой взгляд, нужно разрешить отечественным виноделам при производстве готовой продукции, а именно тихих вин и игристых вин использовать иностранное сырье. На сегодняшний день нельзя называть российской продукцией вино, которое произведено не из отечественного материала. С одной стороны, безумный дефицит. А с другой стороны, этот запрет, который рождает, на мой взгляд, искусственный дефицит. Те же белорусские производители могут использовать иностранное сырье. Если в России используется иностранное сырье, продукция больше не называется вином, она называется винным напитком. Так как налогообложение одно и то же — такую продукцию не покупают», — рассказал спикер.

Ситуация с дефицитом вина стимулирует рост объемов продаж крепкого алкоголя и пива. Потребление винодельческой продукции в России в 5 раз ниже, чем в Европе. А потребление крепкого алкоголя в 2,5 раза больше на душу населения. Важно понимать, что именно это рождает проблему алкоголизации.

Автор: Варвара Копысева

Новости партнеров