Мир на пороге налоговой революции – глобальный минимальный налог грозит сократить прибыли корпораций. Кто выиграет, а кто потеряет, журналисту АБН24 рассказал старший консультант департамента налоговых услуг ФБК Право Евгений Тимин.
Фото: freepik.com
Глобальным минимальным налогом называют принцип, по которому с прибыли международной корпорации, полученной в разных странах мира, не может быть уплачен налог по ставке менее чем 15%. Этот шаг направлен на предотвращение «налоговых уклонений», когда компании переносят прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками, чтобы сократить налоговые расходы.
«Представим российскую корпорацию, которая ведет деятельность через дочерние компании в Кыргызстане и на Кипре. В России ставка налога на прибыль составляет 20%, в Кыргызстане – 12,5%. В соответствии с принципами ГМН, Россия сможет потребовать доплаты 5% от прибыли киргизской дочерней компании и 2,5% от кипрской», — пояснил специалист.
Главная цель ГМН – борьба с перемещением налоговой базы в юрисдикции с низкими налогами. Без этой меры транснациональные компании могут показывать основные доходы в странах с низкими налогами, таких как Кыргызстан, в то время как их расходы фиксируются в странах с высокими налоговыми ставками, таких как Россия. Это позволяет искусственно снизить налоговые обязательства в стране с высокими налогами и минимизировать общие налоговые выплаты. Подобная практика широко распространена и в других крупных экономиках мира.
«Введение глобального минимального налога должно пополнить бюджеты стран с высокими налоговыми ставками. В то же время, пострадают низконалоговые юрисдикции (Кипр, Ирландия, Кыргызстан и т.п.), которые пытались привлечь иностранный капитал низкими ставками налога внутри страны. Также пострадают сами транснациональные корпорации – они полностью или частично лишатся возможности выводить свою прибыль под более низкие налоговые ставки. Пока сложно сказать, принесет ли такая мера больше пользы, чем вреда», — подчеркнул Тимин.
Для российских бизнесменов, отметил эксперт, в глобальном минимальном налоге нет ничего нового. В России уже действуют законы о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
«При этом властей больше волнует ситуация, при которой прибыль российской дочерней компании иностранного инвестора облагается в России по ставке ниже 15%. Такая ситуация возможна, если дочка применяет инвестиционные льготы по налогу на прибыль или часть ее доходов не облагается налогом. В этом случае налог, который мог бы забрать себе российский бюджет, уйдет в какую-то иную страну. Предполагаю, что Минфин России (как и Минфины всех государств, где сейчас возможна ставка налога менее 15%) попробует найти какие-то законодательные механизмы, чтобы и сохранить льготы для иностранных инвесторов, и не допустить, чтобы российская прибыль облагалась налогом где-то в иных государствах», — заключил собеседник агентства.
Глобальный минимальный налог способен серьезно изменить правила игры: развитые страны получат больше налогов, а низконалоговые юрисдикции потеряют часть инвесторов. Транснациональные корпорации столкнутся с ограничениями в налоговой оптимизации.