Закрыть
#НаСевереБизнес

Новый финансовый кризис: как Россия справится с сокращением международных резервов

Международные резервы РФ снижаются, а их замороженная часть стала недоступна. Хватит ли средств для удержания экономики на плаву специально для АБН24 рассказал эксперт финансового рынка Андрей Бархота.

1

Фото: cbr.ru

По его словам, международные резервы России формируются путем аккумулирования доли доходов, в том числе валютной выручки. Основная функция таких резервов — накопить финансовую подушку безопасности в период благоприятной конъюнктуры на экспортных рынках и в дальнейшем использовать эти средства для финансирования государственных расходов в случае острой необходимости.

«В то же самое время международные резервы рассматриваются как один из атрибутов кредитоспособности государства, то есть подтверждает его способность отвечать по своим обязательствам. В начале 2000-х годов наращивание международных резервов рассматривалось как один из важнейших факторов стабильности экономики. Во-первых, абсорбируется излишняя валютная выручка, которую не в состоянии переварить национальная экономика, что купирует инфляционные процессы. Во-вторых, большой объем накопленных резервов способен сгладить последствия кризисных процессов, за счет финансирования дефицита бюджета», — пояснил спикер.

Однако в 2022 году значительная часть золотовалютных резервов России – около 300 млрд долларов – была заморожена в результате международных санкций. Несмотря на то, что эти средства остаются на балансах, их разморозка с каждым годом становится все менее вероятной. Это событие не оказало значительного влияния на благосостояние населения и функционирование бизнеса, поскольку резервы играют косвенную роль в экономике.

«Нынешняя риторика Банка России о снижении международных резервов выполняет сразу несколько функций. Во-первых, подкрепляет тезис о «перегреве» экономики: истощение фондов требует замедления динамики государственных расходов. Во-вторых, снижение резервов призвано готовить общество к принятию непреходящей блокировке золотовалютных резервов, которые были заморожены еще в 2022 году. Принимая во внимание низкое прямое влияние резервов на благосостояние экономических агентов, эти сведения не должны вызывать тревогу», — заключил Бархота.

Прямого же воздействия на повседневную жизнь граждан и работу бизнеса такое снижение резервов пока не оказывают. Влияние замороженных активов остается ограниченным.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров