Закрыть

Кризисные прогнозы: почему китайские автобренды уходят из России

Китайские автомобили, которые за последние годы заняли значительную долю российского авторынка, могут покинуть страну. Об этом специально для АБН24 рассказал главный редактор автомобильного издания Quto Максим Ракитин.

1

Фото: unsplash.com

Перспектива становится все более реальной из-за комплекса факторов, влияющих на рынок. Прежде всего, высокая ключевая ставка делает автокредиты практически недоступными для большинства потребителей. Если кредиты дороги, автомобили перестают быть товаром массового спроса.

«Утилизационный сбор, кстати, мы бы пережили, если бы были доступные кредиты. Но так как кредиты дорогие, мы не покупаем автомобили не из-за тех 600 тыс. рублей коммерческого утилизационного сбора, а потому что не можем брать кредиты под высокие проценты. Это главный фактор», — подчеркнул спикер.

Раньше, даже при увеличении утилизационного сбора, рынок мог справляться благодаря доступным кредитам. Взять машину под 10–12% годовых было вполне возможно, и это поддерживало спрос.

«Сейчас вы, по сути, покупаете не автомобиль, а квартиру в ипотеку с непомерно высокой ставкой. Поэтому с рынка уйдут не все. Останутся те, у кого продажи исчисляются десятками или сотнями автомобилей. Китайские бренды, такие как Chery, Haval, Chang’an и другие, останутся. Да, их будет продаваться меньше, но речи о полном уходе с рынка не идет», — добавил главный редактор автомобильного издания Quto (входит в Rambler&Co).

Что касается трендов на 2025 год, эксперт прогнозирует, что показатели 2024 года останутся недосягаемыми. Если ключевая ставка снова вырастет, а такой риск существует, ситуация станет еще хуже. Большинство автомобилей в России продавались в кредит, поэтому говорить о том, что будет продано 1,5 млн автомобилей, нечестно. Все будет зависеть от монетарной политики государства и того, насколько сильно будут «закручивать гайки» с утилизационным сбором.

«Сейчас уже пострадали сегменты электромобилей и гибридов. Хотя их продажи составляют небольшую долю, в общей массе они тоже влияют на объемы продаж. Чем сильнее будут ужесточать меры Минпромторг и Минфин, тем хуже для авторынка. А с автомобильным рынком связаны и другие отрасли экономики. Один проданный автомобиль создает в среднем 10 рабочих мест, независимо от того, где он произведен – в России или за рубежом. Снижение продаж автомобилей тянет за собой проблемы в сфере обслуживания, ЖКХ, налоговых поступлений и других отраслях», — заключил Ракитин.

Поэтому ожидать оптимизма в 2025 году не приходится. И продавцы, и производители сейчас вынуждены ждать решений от Минпромторга и Минфина.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров